ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > Электронная коммерция на промышленном рынке.
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
06.12.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус «Quality Data Provider» по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
22.08.18
ИНТЕРТЕХ прошел сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на соответствие требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
31.05.18
ИНТЕРТЕХ и Компания «Малахит Интеллектуальные Системы» подписали партнерское соглашение о продвижении ПО «ОнтологиК» (ONTOLOGIC)
Подробнее
30.04.18
ИНТЕРТЕХ вошел в ТОП-5 крупнейших игроков построения Систем НСИ
Подробнее
12.03.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус SAP Service Partner
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
Электронная коммерция на промышленном рынке.

Михаил Кравченко

Любая, даже самая достоверная и многообещающая информация о возможностях и перспективах электронной торговли через Интернет вряд ли найдет серьезный отклик без реальных примеров ее внедрения ведущими мировыми компаниями. Опыт и планы в области электронной коммерции таких лидеров электронного бизнеса, как Shell, BP Amoco, Conoco, ЮКОС и другие, а также ведущих ми-i из других отраслей наталкивает на следующий вопрос. Не останется ли большинство российских компаний, осторожно присматривающихся к новому явлению, на обочине мирового электронного рынка, с вытекающими многомиллионными издержками?

Этапы внедрения электронной коммерции

Согласно существующей теории, компания, начинающая заниматься электронной коммерцией, проходит несколько эволюционных фаз.

Первой из них является начальный этап использования Интернета, на котором компания создает свою страницу в Интернете, но непосредственно в повседневной деятельности компании Интернет используется мало. На Интернет-странице партнеры просто получают информацию о самой компании и ее продукции. Для работы по-прежнему используется связь по телефону, факсу, e-mail.

Следующий этап называется интерактивным. На нем система электронной коммерции уже начинает работать, но охватывает лишь отдельные стороны бизнес-процессов. В качестве примера подобной системы можно рассматривать первую систему электронной коммерции, внедренную химической компанией Sigma-Aldrich (см. "Успешное внедрение..."). На данном этапе наравне со средствами связи из предыдущего этапа используются и средства Интернета.

Наконец, заключительным этапом является завершенный этап использования электронной коммерции. При его достижении Интернет-система компании полностью интегрирована с корпоративной информационной системой, подавляющее большинство деловых связей происходит уже посредством Интернета. Этот этап также характеризуется активным использованием систем типа "Электронная торговая площадка".

Но для того, чтобы "дорасти" до заключительного этапа, сегодня уже нет необходимости проходить через первые два. Наличие доступа компании к готовой системе с уже сформированным электронным рынком позволяет получать все выгоды электронной коммерции с минимизацией материальных, интеллектуальных и временных затрат. Например, электронная торговая площадка нефтегазового оборудования "Инмарсис"использует технологии, которые относятся к самому высокому уровню использования электронной коммерции (см. "Инмарсис - электронная торговая площадка нефтегазового оборудования").

Лидеры внедряют Интернет

На сегодняшний день имеется уже достаточно примеров, показывающих серьезность отношения ведущих мировых компаний к электронной коммерции. Такая мощная компания, как General Electric, объявила о своем намерении со следующего года покупать все материалы для производства только через Интернет. Внедрение электронной коммерции предположительно позволит сэкономить $500-700 млн. Вероятно, позиция GE привлечет на электронный рынок множество новых компаний.

Компания Siemens AG также объявила о своем намерении перевести все свои бизнес-процессы, от закупок и продаж до маркетинга продукции, в электронную форму. В эти кардинальные преобразования будет вложено около 1 млрд евро ($868 млн). В течение года все 440 тыс. сотрудников компании в 190 странах будут обеспечены доступом в Интернет, что позволит добиться полной координации действий всех подразделений. Таким образом, Siemens планирует увеличить долю онлайновых продаж с 10% от общей суммы до 50%.

Представитель General Motors заявил, что инвестиции компании в область электронной коммерции уже составили свыше $1,6 млрд, причем в ближайшие несколько лет сумма инвестиций в e-business будет еще больше. Особенные надежды руководство General Motors возлагает на проект электронной торговой площадки Covisint, который разрабатывается совместно с DaimlerChrysler и Ford.

В России также растет понимание важности использования средств электронной коммерции в промышленности. Как заявил председатель правления НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский на прошедшей 26 октября в Москве международной конференции "Инвестиции в развивающийся рынок интернет-технологий России", через 2-3 года в целом экономия от внедрения интернет-технологий в компании "ЮКОС" предположительно будет составлять $30 млн в год.

Зарубежные нефтегазовые Электронные торговые площадки

В этом году 14 крупнейших мировых нефтяных и химических компаний договорились о создании электронной системы связи с поставщиками. Ожидается, что уже в течение первого года работы этой биржи ее оборот составит десятки миллиардов евро. Список этих компаний выглядит внушительно: Shell, ВР Amoco, Conoco, Mitsubishi, Occidental Petroleum, Philips Petroleum, Statoil, TotalFinaElf, Unocal и др. Общий объем закупок оборудования и услуг всех 14 компаний составляет примерно $125 млрд в год. В этом году начала функционировать и электронная торговая площадка, созданная совместно второй по величине нефтяной компанией США Chevron Corp. и компанией по производству программного обеспечения Ariba Inc. По словам вице-президента Chevron Дона Пола, она позволит американской энергетической отрасли экономить $11 млрд в год, затрачиваемых на закупки оборудования и услуг.

Тенденции роста

На российском рынке электронной коммерции, согласно многим аналитическим прогнозам, в будущем году намечается серьезный рост. Так, в отчете компании IDC (International Data Corporation) прогнозируется как минимум 9-кратный рост рынка электронной коммерции. Такой бурный скачок объясняется следующими факторами. Во-первых, за последние 2 года в России резко возросло число пользователей Интернета. Практически все солидные предприятия обзавелись своими Интернет-страницами. Во-вторых, наступившая после выборов 2000 года политическая стабильность серьезно способствует увеличению активности компаний в торговле вообще и электронной в частности. Все это позволяет надеяться, что большинство российских компаний успеют занять достойную нишу на мировом электронном рынке, без которого уже в обозримом будущем невозможно будет представить ни одной серьезной компании, как в большом, так и в среднем бизнесе. Главное - не упустить время, поскольку электронные рынки формируются также стремительно, как ворвался в нашу жизнь Интернет.

"Успешное внедрение электронной коммерции химической компанией Sigma-Aldrich"

Ярким примером внедрения электронной коммерции на промышленном предприятии является успех международной химической компании Sigma-Aldrich, разрабатывающей и производящей различные химикаты. Когда в начале 1998 года команда разработчиков корпоративной стратегии автоматизации разработала план, включающий использование электронной коммерции, большинство партнеров компаниизаявило о том, что им использование электронной коммерции не интересно: они не думали, что их компании позволят им что-либо покупать через Интернет, поэтому и отнеслись холодно к этой идее. Внутри самой компании Sigma-Aldrich отношение к идее электронной коммерции сводилось к следующему: "Вы попробуйте сначала сделать что-то реальное, а потом поговорим о выделении средств для ваших разработок".

Несмотря на все это, желание команды разработчиков использовать электронную коммерцию для ведения дел было настолько велико, что Система была разработана. Она не только обеспечивала заказчиков через Интернет всей необходимой информацией о продукции компании, но и позволяла принимать сами заказы на поставки химикатов. При этом система приема заказов была настолько примитивной, что каждый раз, когда через Интернет поступал заказ, требовалось его повторно ввести вручную в корпоративную систему АСУ. Соответственно, время обработки одного заказа возрастало почти в 1,5 раза по сравнению с обычным приемом заказа по телефону. Поэтому команда разработчиков не ожидала на данном этапе серьезных результатов и прогнозировала минимальное количество заказов через Интернет.

А в результате? В первый же месяц Sigma-Aldrich получила через Интернет заказы на $300,000. По словам руководителя группы разработчиков г-на Джонсона, "люди начали использовать покупки on-line как сумасшедшие. Более того, наши партнеры стали присылать информацию о своих товарах с просьбами разместить ее на нашей Интернет-странице". Впоследствии Система была объединена с внутренней корпоративной Базой Данных и была устранена необходимость ручного переввода заказов. То, что произошло дальше, стало уже историей. Через месяц заказы выросли до $700,000, уже через полгода - до $1 млн. В 1999 году число продаж через Интернет перевалило за 5% отобщего числа. К концу 2003 года компания планирует продавать 50% продукции через Интернет, то есть на $200 млн в год.


НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ, № 11, 2000 г.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Google+ Twitter Facebook LinkedIn
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2019