ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > Создание комплексной системы централизованного...
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
28.02.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус Золотого партнера Microsoft
Подробнее
18.01.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус сервисного партнера Компании SAP
Подробнее
06.12.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус «Quality Data Provider» по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
22.08.18
ИНТЕРТЕХ прошел сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на соответствие требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
31.05.18
ИНТЕРТЕХ и Компания «Малахит Интеллектуальные Системы» подписали партнерское соглашение о продвижении ПО «ОнтологиК» (ONTOLOGIC)
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
Создание комплексной системы централизованного оперативного планирования и управления производством в Концерне «Росэнергоатом»


Современные высокотехнологичные производства требуют современных и надежных решений в области информационных технологий. Особенно, если таким производством являются атомные электростанции

События на «Фукусиме-1» в Японии показали, что для принятия быстрых и правильных решений важно получать оперативную и достоверную информацию на всех уровнях производственной безопасности и эксплуатации — от отдельного узла оборудования до совокупных показателей по всем АЭС.

А успешность работы Концерна «Росэнергоатом» на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) и тем самым получение максимальной выручки напрямую зависят от эффективности оперативного диспетчерского управления, слаженности и эффективности взаимодействия производственных и энергосбытовых подразделений. В связи с этим особое значение приобретает задача объединения в едином информационном пространстве тесно связанных сбытовых и производственных функций.

Учитывая важность этих вопросов, в 2009 году в Концерне «Росэнергоатом» было принято решение о создании комплексной производственной информационно-аналитической системы (краткое название — «Щит»).

Первый этап проекта был завершён в Центральном аппарате Концерна и на Балаковской АЭС в первой половине 2011 года. Как все помнят, в марте 2011 года произошла трагедия на «Фукусиме-1». Проект «Щит», направленный прежде всего на интересы финансово-экономических и энергосбытовых подразделений, «завис». Стало понятно, что реализация его в первоначальном варианте, предусматривающем создание некоего огромного программно-аппаратного комплекса для решения широчайшего спектра задач, с отображением всего этого хозяйства на огромном «экране», мало что даст в плане поддержки принятия оперативных и правильных управленческих решений на всех уровнях, необходимость чего стала особенно очевидна после Фукусимы.

Но первый пилотный этап проекта не прошёл даром. Была опробована технология гарантированной доставки производственных данных в центр, выявлены сложности, которые придётся решать при распространении решения на АЭС, оценены сроки и стоимость тиража. Кроме того, по результатам проекта была проведена «работа над ошибками», проанализирована и модифицирована целевая архитектура проекта, уточнены акценты, приоритеты и функциональные требования к системе. В итоге изменился и основной смысл проекта «Щит». Из проекта по управлению производством он трансформировался в проект сбора и оперативной доставки технологической информации в центр. Конечно, в свете фукусимских событий основным его заказчиком стал Кризисный центр. Но это не означает, что на следующем шаге его ключевыми заказчиками не станут сбытовики и Техническая дирекция. Уже сегодня они заявили о своей заинтересованности в результатах проекта.

Переосмысление проекта «Щит» с учётом японских событий и по итогам пилотного проекта привело к нескольким ключевым выводам.

Вывод первый. Учётно-аналитическая и прогнозная система — это хорошо, но главное сегодня — создание единой информационно-технологической «кровеносной системы» Концерна, которая поможет безусловному обеспечению надёжности, устойчивости и управляемости процессов энергогенерации на АЭС на базе полной, оперативной, достоверной информации. Надо добиться, чтобы фукусимские проблемы у нас в принципе никогда не могли повториться.

Вывод второй. Эта единая информационно-технологическая система должна поддерживать оперативную работу с большими информационными массивами и снабжать данными все системы, связанные с производством и сбытом электроэнергии.

Вывод третий. В век Интернета нет необходимости сбора экспертов и компетенций у одного, пусть и громадного, экрана. В первую очередь должен быть обеспечен распределённый мобильный доступ экспертов к системе. Где бы они ни находились, с каким бы устройством ни работали, они должны иметь доступ к данным, возможность их анализа и участия в принятии решений.

Наконец, вывод четвёртый. Всемирная ассоциация операторов (World Association of Nuclear Operators — WANO), президентом которой недавно был избран Владимир Асмолов, предъявляет серьёзные требования к качеству и оперативности информации. А то во время последних событий на японской АЭС информация от японцев доходила лишь через СМИ, фактически имело место сокрытие важнейших фактов. Россия, пережившая Чернобыль, должна показать пример открытости и корректности поведения оператора атомных станций. Это тоже одна из важнейших целей проекта «Щит».

Безусловно, в Концерне и на АЭС и ранее происходило внедрение информационных систем по сбору данных (технологических, радиационных, экологических и т. п.). Большой объем работ был выполнен специалистами Кризисного центра Концерна, АЭС, коммерческих компаний.

Однако эти информационные системы создавались 10 - 15 лет назад и в настоящее время устарели. Часто системы на АЭС существовали автономно, что создавало, да и сегодня создаёт, трудности при консолидации и анализе информации. Использовавшиеся при этом технологии не способны нести тот объем информации, который требуется сегодня. Надёжность работы и доставки информации также не соответствует текущим требованиям.

На старых блоках АЭС отслеживалось в оперативном режиме порядка пяти тысяч технологических параметров. И Кризисный центр Концерна на существующей информационной платформе с приёмом и обработкой этой информации вполне справлялся. Сейчас объёмы информации, которую нужно принимать от АЭС, консолидировать и анализировать, выросли (в связи с реконструкцией и вводом в действие новых блоков АЭС) в десятки раз. Принципиально другой скорости реагирования требует и рыночная ситуация.

В качестве технологической платформы проекта в 2009 году было выбрано специализированное индустриальное решение для сбора параметров работы оборудования. При разработке проектного решения очень важно было удовлетворить требования различных подразделений — производственных, сбытовых, финансово-экономических. Для этого была проведена громадная работа, и сегодня проектное решение решает несколько ключевых задач.

Во-первых, это стандартизация информационного обмена. Для того чтобы информация отвечала требуемым критериям качества (непротиворечивость, оперативность, доступность и т. п.) необходимо консолидировать информационные потоки, идущие от технологических информационных систем АЭС, подсистем КИС, а также информационных систем СО и АТС.

Во-вторых, обеспечение оперативной обработки потоков данных, их гарантированной доставки и надёжного хранения в специализированном высокопроизводительном хранилище данных.

В-третьих, обеспечение возможности расчёта и мониторинга изменения сложных агрегированных показателей, в которых используются как технологические, так и коммерческие данные.

В-четвертых, разработка методологии и технологии привязки типовых решений при тиражировании на АЭС с различными типами реакторов, различными технологическими системами-источниками данных.

И, наконец, обеспечение жёстких требований по информационной безопасности.

В результате осуществления первой очереди проекта были разработаны решение для Центрального аппарата и типовое тиражируемое решение для Балаковской АЭС, выступавшей в качестве пилотной для станций с реакторами ВВЭР. Сегодня мы включили в пилот необходимость создания типового решения также и для станции с реакторами РБМК. В качестве пилотной здесь выступит Смоленская АЭС.

Сама система состоит из нескольких ключевых подсистем, каждая из которых отвечает за реализацию предъявленных к системе требований.

Первая — это подсистема мониторинга и анализа. Она содержит набор форматов предоставления данных для разных категорий специалистов и руководства Концерна — от самого общего по всему Концерну до предельно детализированного по конкретному узлу энергоблока АЭС. Сейчас разработаны и эксплуатируются 320 форматов представления данных, а к окончанию всего проекта их количество достигнет 700.

Уже сегодня специалисты подразделений Центрального аппарата Концерна и станций, уполномоченных внешних организаций получили единую точку доступа к актуальной и полной информации по производству, сбыту и параметрам безопасности. Вся информация персонализирована и позволяет обеспечить мониторинг ситуации на объектах всех уровней управления (от Концерна в целом до отдельного энергоблока).

Вторая — система интеграции и хранения данных. Там в унифицированном виде хранится сейчас около 30 тысяч параметров, получаемых из различных информационных систем как низовых (станционных), так и внешних. За счёт этой подсистемы должны решиться проблемы в части консолидации информационных потоков, унификации информации, высокоскоростной обработки данных и хранения. Впоследствии число показателей должно увеличиться до 70 - 100 тысяч. Кроме того, необходимо обеспечить хранение и временных рядов технологических данных, и сложных расчётных комплексов.

Третья — это система гарантированного информационного обмена между станциями и Центральным аппаратом. Ни один элемент технологических параметров не должен потеряться при передаче.

Эти три подсистемы входили в первую очередь работ. Именно они создают тот базис, который отработан в первом приближении сегодня, а на следующем этапе проекта даст возможность создания полноценных надстроек по производственной аналитике, экспертных подсистем. Ведь понятно, как важно собрать необходимую информацию из разных источников, но не менее важно предоставить собранную и обработанную информацию оперативно и в максимально удобном для конкретного руководителя, специалиста, эксперта виде. Особую роль в данном случае будет играть мобильный интерфейс экспертов и руководителей. Получать необходимую аналитику на любых мобильных устройствах (планшеты, коммуникаторы, ноутбуки), любыми средствами доставки — вот требования изменяющегося динамичного мира.

Типовое тиражируемое решение требует хорошей документальной поддержки. Всего в ходе проекта было разработано более сотни документов: проектных и технических решений, инструкций и т. п. Естественно, выполнялись различные виды тестирования: комплексное, автономное — с учетом требования Концерна по надежности. Было обучено более 240 специалистов ЦА Концерна и Балаковской АЭС.

Но не всё складывалось гладко в этом важнейшем сегодня технологическом проекте Концерна. 2011 год, как мы уже говорили, был для проекта «Щит» годом застоя. У заказчика начался период переосмысления целей проекта, эффективности инвестиций, адекватности применяемых технических решений. Система оказалась «брошенной» — без проектного развития и без поддержки. Оставшаяся без сопровождения система практически обречена на вымирание. Необходим постоянный контроль и актуализация схемы сбора параметров. Станции развиваются (модернизируется технологическое оборудование, вводятся новые блоки АЭС, увеличивается поток параметров), и в одном ритме со станцией должна изменяться система.

В конце прошлого и начале нынешнего года «Щит» обрёл, наконец, второе дыхание, пришло новое понимание его целей и задач. Специалистами ЗАО «Консист-ОС» была проделана колоссальная работа по аудиту выполненных подрядчиком работ для приёмки сервиса на сопровождение собственными силами. Сегодня техническая поддержка и сопровождение системы обеспечивается специалистами ЗАО «Консист-ОС» и компании-интегратора (ЗАО «НЦИТ «ИНТЕРТЕХ»).

Кроме того, критический анализ архитектуры системы привёл специалистов к выводу, что архитектуру можно и нужно оптимизировать — особенно с учетом предстоящего тиражирования решения. Это позволит не только повысить надёжность системы, но и получить значительный экономический эффект.

В классической схеме проекты выполняются квалифицированными проектными компаниями — интеграторами, внешними для Концерна, а сервисная компания должна принимать систему на сопровождение. Однако пример развития и трансформации проекта «Щит» показал, что активное участие в проектной работе сильной сервисной компании не просто создаёт конфликтную ситуацию с проектантами, но и переводит этот конфликт в конструктивное русло. И, самое главное, позволяет Концерну получить более надёжное, качественное и экономичное решение.

Пройдя через процедуру аудита и пересмотра конфигурации решения, выработки регламентов технической поддержки, ЗАО «KOHCИCT-OC» И ЗАО «НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» стали партнёрами.

Дальнейшая реализация проекта рассчитана на несколько этапов. В 2012 году планируется реализация второй очереди «Щита», включающая завершение работ в Центральном аппарате, развитие оперативного мобильного портала эксперта и руководителя. Это позволит оперативно выявлять тенденции в ходе эксплуатации энергоблоков, анализировать влияние изменений на выполнение производственных планов, проводить сравнительный анализ работы АЭС, оценивать эффективность мероприятий и инициатив, помогать в выработке рекомендаций для планирования производства.

Кроме того, планируется доработка механизма интеграции с автоматизированными системами Балаковской АЭС, выполнение цикла работ по типовому решению для АЭС с РБМК на базе Смоленской АЭС, запуск тиражирования типового решения на Калининской АЭС.

В 2013 - 2014 годах планируется поэтапное внедрение системы на других АЭС Концерна и развитие функционала в первую очередь в части функционала планирования производства и сбытовой деятельности.

Выбранное направление развития позволяет с уверенностью сказать, что по результатам проекта «Щит» мы будем готовы к предъявляемым растущим требованиям к качеству и оперативности информации, как со стороны подразделений Концерна, так и со стороны внешних организаций.

Мы покажем пример того, как компании, эксплуатирующие атомные станции, должны взаимодействовать с регуляторами, ВАНО, общественностью, всеми, кто озабочен вопросами безопасности атомной энергетики и вообще энергетическим будущим мира. Наш «Щит» станет и их щитом.


Росэнергоатом (ежемесячный журнал атомной энергетики России), № 4, апрель 2012 г.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Google+ Twitter Facebook LinkedIn
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2019