ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > Автоматизировать инвестирование
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
28.02.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус Золотого партнера Microsoft
Подробнее
18.01.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус сервисного партнера Компании SAP
Подробнее
06.12.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус «Quality Data Provider» по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
22.08.18
ИНТЕРТЕХ прошел сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на соответствие требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
31.05.18
ИНТЕРТЕХ и Компания «Малахит Интеллектуальные Системы» подписали партнерское соглашение о продвижении ПО «ОнтологиК» (ONTOLOGIC)
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
Автоматизировать инвестирование

Алексей КАРАЕВ, руководитель проекта Департамента по управлению инвестиционной деятельностью АО «Концерн Росэнергоатом», канд. экон. наук

Силами Департамента по управлению инвестиционной деятельностью Концерна разработана и внедрена ИТ-система по автоматизации инвестиционной деятельности, позволяющая централизовать и автоматизировать разработку инвестиционной программы Концерна

Задача системы двойная: во-первых, обеспечить соответствие инвестиционной программы требованиям, которые предъявляет к этому документу государство; во-вторых, работать в едином информационном пространстве с основной системой Концерна — SAP ERP. Частично разработанная система будет введена в промышленную эксплуатацию в сентябре 2017 года; полностью же, с учетом интеграции с другими информационными системами Концерна, — к концу года.

Система будет запущена на всех площадках Концерна, в том числе в московских филиалах. Лишь такой всеохватный подход позволит всему Концерну сформировать финальный продукт — инвестиционную программу — и затем отчет для Минэнерго. В опытной эксплуатации эта задача уже тестировалась, и весь путь сбора и утверждения показателей пройден.

История вопроса

Инвестиционная отчетность - сложный и многоплановый процесс. Еще с 2007 года в связи с подготовкой к смене формы собственности Концерна (это произошло в 2008 году) инвестиционная система начала меняться: Концерн перешел к детальному обоснованию каждого показателя инвестиционных проектов, мероприятий инвестпрограммы. Для этого Департаментом инвестиционного планирования (ДИП) при активном участии Атомэнергопрома были созданы новые форматы инвестиционного планирования и отчетности. Освоение этих форматов потребовало немало времени и усилий, однако в итоге разрозненные системы управленческого учета на АЭС были объединены воедино. Планово-экономические отделы, отделы по модернизации и продлению сроков и ресурса действующих АЭС, управления капитального строительства филиалов стали использовать единый формат для планирования информационной деятельности, а также для подготовки отчетности.

Ранее обмен информацией между участниками инвестиционного процесса проходил с использованием электронной почты, с передачей таблиц в формате Excel. В систему инвестиционного планирования были вовлечены Росатом, центральный аппарат Концерна, Техническая дирекция и АЭС. Инвестиционные планы и отчеты сводились с помощью специальных программ, имеющихся в центральном аппарате и Росатоме. Поскольку логика программ отличалась, в сводной отчетности, как правило, имелись различия ключевых показателей, и процесс балансировки сводов занимал время. На уровне Госкорпорации было принято решение об автоматизации этой деятельности; проект стартовал в 2012 году. Разработка шла сложно, несмотря на тот факт, что сотрудники, которые участвовали в этом проекте в качестве функциональных заказчиков, уже прекрасно представляли процесс по существу. Бюджет был ограниченный, разработчики находились в рамках исполнения проекта по стандарту корпоративной информационной среды SAP ERP. Оптимальная команда разработчиков определилась не сразу, потребовалось отработать несколько вариантов задачи, прежде чем оказалось выработано оптимальное решение. Кроме того, разработку осложняли организационные изменения — SAP как функциональная область была передана из ведения компании «Консист» в единую структуру Госкорпорации — Гринатом. Поскольку проект длился несколько лет, пришлось параллельно с разработкой его базовой составляющей обеспечивать изменения, которые привносились с государственного уровня. Возникали изменения на организационном и функциональном уровне в Госкорпорации и Концерне. В итоге, максимально задействовав силы функционального заказчика, усилив проектную команду и подрядчика, удалось устранить критические замечания по проекту. В сентябре этого года ИТ-система Департамента по управлению инвестиционной деятельностью будет введена в эксплуатацию и обеспечит составление инвестиционных планов и отчетности.

Вскоре после принятия системы инвестиционного планирования, разработанной в Концерне, началось активное изменение нормативной документации федерального уровня. Однако проделанная работа позволяет обеспечить соответствие всем нормативным требованиям к инвестиционным программам энергетических компаний, оперативно реагировать на изменения. Требования Минэнерго к планированию и отчетности по инвестиционной деятельности меняются, усложняется схема согласования инвестиционных программ, происходит изменение соответствующего регламента в Концерне. Все эти изменения отражаются в системе автоматизации планирования и отчетности.

Как это сделано

Система реализована по модульному принципу, с учетом как уже имеющихся средств составления отчетности, так и единого отраслевого решения по финансово¬экономическому планированию и отчетности на базе SAP ERP. Чтобы минимизировать затраты на разработку и сделать интерфейс понятным любому пользователю, система реализуется через модуль SAP, который встроен в Excel как надстройка. Фактически для неподготовленного пользователя это выглядит как обычный MS Excel, но на самом деле это не обычный Excel, а связанный с базой данных САП, который достаточно жестко регламентирован по всем стандартам безопасности САП, используемым в Концерне. Соответственно, в этом режиме работать с программой будет всем просто. По поводу стандартов, которые мы использовали, и лучших практик. Как только форматы ДИП были официально утверждены на уровне Росатома, еще в 2010 году, уровень согласования был высокий, и методические указания, которые тогда существовали, не могли охватить все нюансы деятельности дивизиона. Это привело к тому, что на каждой АЭС Концерна сложилась своя локальная практика, как конкретно заполнять ту или иную форму ДИП. Детально таких рекомендаций не было. И внедрение этой системы автоматизации позволило разработать такие рекомендации впервые за все годы существования форматов. В 2017 году был выпущен документ, который был согласован с нашим финансово-экономическим блоком, с бухгалтерией Концерна: мы выпустили методические рекомендации по детальному заполнению форм ДИП с учетом всех бухгалтерских проводок, которые используются при заполнении. Этот документ также лег в основу взаимодействия с системой SAP ERP, которая является базовой системой для первичного учета финансово-хозяйственной деятельности в Концерне. Этот документ позволил сделать связку и интегрировать нашу отчетность с информацией, заложенной в системе. Таким образом, мы действуем неразрывно с корпоративной информационной средой.

Что получилось?

Реализованный проект позволяет выстроить взаимодействие всех участников как в части планирования, так и в части отчетности. Он дает возможность рассчитывать КПЭ по инвестиционной деятельности для руководителей. Мы автоматизировали формирование отчетности для органов исполнительной власти, прежде всего Минэнерго, а также формирование планов для федеральных органов исполнительной власти. Система позволяет отслеживать статус плановых отчетных заявок, прикреплять любое количество дополнительных материалов к заявке, оперировать со сводными цифрами. Ранее филиалы не обладали этими возможностями, и, надеемся, теперь эта работа станет для них менее трудоемкой.

Не приходится рассчитывать на успех системы, пока в ней не начнут активно работать все пользователи. На этапе опытной эксплуатации проявилась разница в лояльности пользователей: большинство проявили настойчивость в освоении системы; в отдельных случаях нам приходилось убеждать работников. Один из мотивирующих факторов — необходимость следовать всем текущим изменениям нормативной документации России, Госкорпорации и Концерна; если мы работаем в рамках централизованного ИТ-решения, то подобные изменения учитывать легче, чем при разобщенности подходов по филиалам. Так, механизмы по расчету КПЭ, изначально заложенные в техническом задании, в этом году были изменены на уровне Росатома: нам предстоит переработка данного блока; при отсутствии единого решения это пришлось бы делать в каждом филиале. Форматы инвестиционной программы Минэнерго также меняются и уточняются фактически ежегодно — этот блок также требуется поддерживать в актуальном состоянии. Весь режим постоянного следования за изменениями гораздо удобнее реализовать в системе, которая находится в промышленной эксплуатации, хотя бы по той причине, что мы не ограничены формальными рамками технического задания договора, как в момент разработки: корректировку решения можно выполнять силами компании, осуществляющей техническую поддержку, и этот процесс намного более управляемый и предсказуемый. Мы рассчитываем избавиться от различий в системах на уровне Росатома и Концерна, хотя первое время нам придется выполнять работу в обеих информационных системах параллельно. Так будет до тех пор, пока мы не станем абсолютно уверены в данных, которые выдает наша система, поскольку ответственность за показатели в отчетах очень высокая; данные уходят на федеральный уровень, часть данных учитывается в КПЭ и влияет на вознаграждение руководителей. По этой причине мы первое время будем дублировать отчетность, но впоследствии планируем перейти на работу только в системе Концерна, с выдачей результатов в инстанции всех уровней.

Дальнейшее развитие

Система будет развиваться и дальше, в первую очередь с учетом изменяющихся требований Министерства энергетики РФ. Эта работа проводится под руководством и при непосредственном участии Департамента инвестиционного планирования Госкорпорации «Росатом». Также ИТ-система будет развиваться для взаимодействия с новыми системами автоматизации Концерна, такими как учет в капитальном строительстве, разработка тематических планов и т.п. Предстоит корректировка системы исходя из процесса доработки модулей SAP ERP, чтобы рутинные операции выполнялись быстрее. Необходима «стыковка» управленческой отчетности филиалов (основы для инвестиционной отчетности) и системы учета ERP.

В настоящее время мы получаем из ERP лишь информацию о текущей стоимости, и необходимо добавить также данные о базисной стоимости.

Система не ограничивается лишь проблемами строительства. Проекты новых энергоблоков в инвестпрограмме составляют приблизительно половину стоимости. Другая половина — это программы модернизации, продление ресурса, обеспечение безопасности действующих энергоблоков. В инвестиционной программе представлены научно-исследовательские работы и затраты на обеспечение безопасной устойчивой работы действующих энергоблоков. В этих и подобных случаях инвестиционное планирование и отчетность выстраиваются исходя из специфики направлений.

Новый продукт?

Есть ли возможность использовать разработанную систему не только как внутренний инструмент для собственных нужд, но и предложить сторонним заказчикам, тем самым реализовав «новый продукт», в нашем случае — программно-методический комплекс? С одной стороны, разработанный в Концерне инструмент имеет весьма узкую направленность. В то же время система основана на логике управленческого и бухгалтерского учета в капитальном строительстве. Эта логика является общепринятой в России, независимо от того, какие именно проекты реализуются — от электростанций до зданий и сооружений в сфере жилищного и транспортного строительства. Какая-либо явная специфика, свойственная лишь атомной энергетике и электроэнергетике в целом, отрасли, в реализованной задаче не содержится. Взаимодействуя с федеральными органами исполнительной власти на протяжении уже двух лет, с момента ужесточения требований к форматам инвестиционной программы, мы можем сделать вывод, что наша программа является наиболее подготовленной, чтобы стать фактическим стандартом для использования в Минэнерго.

Являясь субъектом электроэнергетики наряду с другими системообразующими генерирующими компаниями, мы фактически еще в 2010 году предвосхитили готовящиеся изменения и уже заложили необходимую «избыточность», гибкость в наши внутренние форматы отчетности. Это позволяет нам сегодня закрывать любое поступающее требование от Минэнерго без значительной, трудоемкой переработки форматов, алгоритмов, регламентов и т.п. Наш опыт однозначно может быть полезным для транслирования в рамках всей энергетической отрасли и в системе капитального строительства в целом. Реализованная нами задача позволяет вести расчеты, опираясь на базисный уровень цен, выполнять прогнозный расчет стоимости станций на основании коэффициентов, учитывать дефляцию при изменении сроков реализации проекта. Аналогичных разработок наши специалисты не обнаружили. На этапе разработки ИТ-система была отмечена на отраслевом конкурсе как опыт, полезный к освоению в рамках атомной отрасли.

Полагаем, что после «упаковки» наша методика может быть использована, как минимум, в масштабах Госкорпорации, а по мере развития — и более широко.

http://www.youblisher.com/p/1901008-REA-2017-06/

Росэнергоатом (ежемесячный журнал атомной энергетики России), № 6, 2017 г.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Google+ Twitter Facebook LinkedIn
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2019