ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > B2B:
КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
ЭЛЕКТРОННОГО...
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
06.12.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус «Quality Data Provider» по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
22.08.18
ИНТЕРТЕХ прошел сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на соответствие требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
31.05.18
ИНТЕРТЕХ и Компания «Малахит Интеллектуальные Системы» подписали партнерское соглашение о продвижении ПО «ОнтологиК» (ONTOLOGIC)
Подробнее
30.04.18
ИНТЕРТЕХ вошел в ТОП-5 крупнейших игроков построения Систем НСИ
Подробнее
12.03.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус SAP Service Partner
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
B2B:
КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
ЭЛЕКТРОННОГО СНАБЖЕНИЯ.
"ЛЕД ТРОНУЛСЯ..."

Д.Е. Гулько
канд. техн. наук, президент НЦИТ "ИНТЕРТЕХ"

     Мы начинаем цикл статей, описывающих современные инженерные технологии, применяемые для построения промышленных систем электронной коммерции (В2В e-commerce), и, прежде всего - систем электронного снабжения (е-prосurement), ориентированных на нефтегазовую отрасль.
     Публикуемый материал основан на двадцатилетнем опыте автора в области АСУ (ERP), десятилетнем опыте в области снабжения нефтегазовых предприятий и более чем двухлетнем опыте построения и эксплуатации индустриальных В2В-систем в нефтегазовом секторе, накопленном компанией "Интертех".

     Речь пойдет о В2В-системах двух основных типов - открытых (public) системах и закрытых - корпоративных (private) системах. Будет описан ряд практических особенностей и конкретные вопросы, возникающие при внедрении и эксплуатации электронных систем снабжения:

  • Номенклатура - основная и не основная, монопольная и рыночная - что и как закупать?
  • Из чего состоит электронная система снабжения?
  • Корпоративная (private) или открытая (public) система? За и против.
  • Электронная сделка - реальность или виртуальность? Как протекает процесс закупки в электронной системе снабжения? Что нужно снабженцу и что - поставщику?
  • Как проводить тендеры и аукционы - должен ли быть объявлен победитель?
  • Цены поставщиков в прайс-листе - лукавство или "ценовая политика"? Как получить достоверную информацию?
  • Как обеспечить структуру и унификацию МТР? Единый классификатор нефтегазового оборудования и материалов - проблема отрасли.
  • ERP + В2В - зачем пришивать к пиджаку рукав?
  • Обеспечьте безопасность вашей коммерческой информации!
(Первые два раздела - в этом номере, остальные читайте в следующих номерах)

НОМЕНКЛАТУРА - ОСНОВНАЯ И НЕОСНОВНАЯ,
МОНОПОЛЬНАЯ И РЫНОЧНАЯ -
ЧТО И КАК ЗАКУПАТЬ?

     Материально-техническое снабжение/обеспечение (МТС, МТО) нефтегазовых компаний - пожалуй, один из наиболее сложных и плохо формализуемых видов деятельности. А к этому нужно еще добавить огромную ответственность снабженцев:
перед производственниками
- за своевременную и качественную поставку,
перед финансистами - за дебиторско-кредиторскую заполженность,
перед руководством компании - за снижение расходов по МТО, отсутствие излишков и неликвидов на складах, и за все вместе взятое.
     Кроме того, большинство нефтегазовых предприятий являются градообразующими и фактически их службы МТО занимаются обеспечением не только нефтедобычи, но и строительных работ, жилищно-бытового, коммунального, энергетического хозяйства, средств связи и т. п.
     Номенклатура закупаемой по линии МТО продукции, как правило, составляет несколько тысяч, а то и десятков тысяч наименований. А суммарный годовой бюджет МТО для крупной нефтегазовой компании может составлять несколько миллиардов рублей. Опытные снабженцы хорошо знают, что весь перечень закупаемых МТР делится на так называемую основную номенклатуру (по другому - "стратегические позиции", "номенклатура централизованных поставок") и не основную (или "мелочевка"). В основную номенклатуру входят некоторые виды добывающего оборудования, труб, насосов, химреагентов, спецавтотехники и прочее.
     Основная номенклатура включает порядка 20 -100 наименований продукции. При этом по стоимости она составляет более 60% всего бюджета МТО!
     Рынок нефтегазового оборудования и другой промышленной продукции как в России, так и в других странах СНГ фактически начал формироваться около 10 лет назад, когда прекратила свое существование бывшая советская министерско-госплановская система снабжения. Многие НК акционировались и стали независимыми игроками рынка. При этом заводы-производители, многие из которых оказались в разных государствах, оказались отрезанными от своих потребителей новыми возникшими государственными границами, таможнями, проблемами с введенными валютами и т.п. Возникли фирмы-посредники, взявшие на себя функции латания образовавшейся дыры между производителями и потребителями. Многие фирмы-посредники со временем прекратили свое существование, а некоторые из них, обладающие рыночной смекалкой и штатом профессионалов, укрепили свои позиции на рынке. Одновременно шел процесс становления российских заводов-производителей, взявшихся за выпуск продукции, ранее монопольно выпускаемой в Азербайджане, Украине и других республиках. В результате по многим видам оборудования (например, по штанговым насосам) возникло несколько производителей, конкурирующих между собой. В последние годы наметилась другая тенденция - уменьшение количества конкурентов, - выживают сильнейшие. Тем не менее, существуют и монополисты (особенно, по некоторым видам труб).
     Отношения между субъектами рынка нефтегазового оборудования не всегда имеют рыночную природу. Конечно, большую роль здесь играют традиционно сложившиеся связи, основанные на многолетнем опыте совместной работы. Некоторые нефтегазовые компании создают свою систему правил, поведенческих норм отношений с поставщиками, регламент закупок.
     Практически во всех компаниях проводится разделение всей номенклатуры МТР на экспортную и внутреннюю, основную и не основную, монопольную и немонопольную, и т.д. Регламент закупок в значительной степени зависит от типа номенклатуры.
     При этом могут действовать различные схемы подготовки и проведения закупки:

  • прямой выбор поставщика (в основном, для монопольной продукции и продукции с особыми техническими характеристиками),
  • сравнительный аналитический выбор поставщика (для не основной номенклатуры, а также для отдельных видов основной номенклатуры),
  • на тендерной (конкурсной) основе (в основном, для отдельных видов основной номенклатуры, а также для ценоемкой неосновной номенклатуры).

     За последнее время многие НК превратились в реальные открытые акционерные общества с реально действующими акционерами, в том числе зарубежными, влияющими на стратегию развития компании. Таким образом, появился еще один серьезный рыночный фактор - интересы акционеров.
     Акционеры нефтегазовых компаний заинтересованы в обеспечении прозрачности бизнес-процессов МТО. Все более предпочтительной становится процедура выбора поставщиков на тендерной (конкурсной) основе, с жесткой формализацией регламента проведения и с максимальным охватом всех потенциальных участников - поставщиков.
     При этом не следует забывать о том, что каждая компания идет, безусловно, своим путем развития и всегда существует своя специфика, определяющая те или иные особенности организации процессов МТО. Однако тщательно проведенный анализ показывает, что:
при всем внешнем многообразии форм, в схемах бизнес-процессов МТО разных компаний гораздо больше однотипных элементов, нежели специфичных, что создает необходимые возможности для унификации.
     Таким образом, мы имеем все предпосылки для того, чтобы прогнозировать процесс эволюционирования самого рынка нефтегазового оборудования и, конечно, процессов МТО нефтегазовых компаний.
     Развитие МТО происходит в направлении четкого структурирования рынка, регламентации МТС, обеспечения прозрачности схем бизнес-процессов, децентрализации и повышения мотивированности принимаемых решений, большего вовлечения нижнего и среднего управленческого звена, применения информационных технологий для построения систем электронного снабжения.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ?

     Электронные системы снабжения (е-procurement) являются системами класса В2В и предназначены для поддержки проведения закупочных операций в режиме он-лайн и офф-лайн.
     Как правило, они позволяют организовать прямое взаимодействие снабженцев с поставщиками. Поставщики получают возможность хранить и поддерживать каталоги (прайс-листы) поставляемой ими продукции непосредственно в такой системе. А снабженцы могут проводить операции поиска требуемой номенклатуры МТР в хранимой каталожной базе поставщиков, делать маркетинговые и конъюнктурные обзоры, вести переписку, организовывать тендеры и конкурсы, проводить предконтрактную и контрактную подготовку, готовить и проводить оплаты поставщикам, вести учет хода выполнения плана поставок и т.п. Кроме того, электронная система снабжения может быть интегрирована с другими автоматизированными системами и программным обеспечением, вести учет логистических и финансовых операций.
     Таким образом, структура электронных систем снабжения может выглядеть следующим образом:

Электронная система снабжения

     Электронные системы снабжения могут обеспечить поддержку следующих бизнес-процессов:
- сбор заявок на МТР, подготовка и утверждение номенклатурных планов поставок;
- проведение процедур выбора поставщиков:
  • прямой выбор.
  • сравнительный аналитический выбор,
  • на тендерной (конкурсной) основе.

- размещение и согласование заказов с поставщиками (order management), предконтрактная и контрактная подготовка;
- учет отгрузок и поступлений МТР грузополучателям;
- учет оплат поставщикам;
- отчетность и контроль за ходом выполнения плана поставок МТР.

     А также сервисные функции, например:
- поддержку базы каталогов поставщиков;
- ведение базы данных служебной информации по поставщикам;
- ведение доски объявлений;
- выставление на продажу излишков, б/у и неликвидов;
- ведение единого классификатора МТР;

     Электронная система снабжения, как система класса В2В, может также выполнять функции интеграционного элемента между ACУ/ERP-системами потребителя и поставщика:

CУ/ERP-системамы потребителя и поставщика


(Продолжение читайте в следующих номерах).

               


№ 6 Ноябрь - Декабрь 2001 г. "Нефтегазовые технологии"
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Google+ Twitter Facebook LinkedIn
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2019