ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > Реальные преимущества виртуальной коммерции
В2В:...
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
06.12.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус «Quality Data Provider» по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
22.08.18
ИНТЕРТЕХ прошел сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на соответствие требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
31.05.18
ИНТЕРТЕХ и Компания «Малахит Интеллектуальные Системы» подписали партнерское соглашение о продвижении ПО «ОнтологиК» (ONTOLOGIC)
Подробнее
30.04.18
ИНТЕРТЕХ вошел в ТОП-5 крупнейших игроков построения Систем НСИ
Подробнее
12.03.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус SAP Service Partner
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
Реальные преимущества виртуальной коммерции
В2В: Корпоративные системы электронного снабжения

Дмитрий Гулько
кандидат технических наук,
президент НЦИТ "ИНТЕРТЕХ"


     В статье "Лед тронулся..." ("Нефть России", № 10-11 за 2001 г.) мы начали рассказывать читателям о современных инженерных технологиях, применяемых для построения промышленных систем электронной коммерции (В2В e-commrece). Сегодня, как и обещали, мы возвращаемся к этой масштабной теме и попытаемся сравнить открытые и корпоративные системы электронного снабжения, а также разобраться в некоторых юридических аспектах их деятельности.


Система: корпоративная или открытая?


     Открытые (public) системы электронной коммерции, как правило, предназначены для использования многими потребителями и поставщиками, доступны через Интернет и обладают транзакционными механизмами.
     Читателям наверняка известно, как минимум, несколько Интернет-систем, предназначенных в той или иной степени для поддержки снабженческих и сбытовых функций, и специализирующихся, в том числе, на оборудовании и материалах для нефтегазовой отрасли. Эти системы предлагают информационный сервис, позволяющий снабженцу нефтегазовой компании вести поиск в базе данных:

  • по наименованию предприятий, производящих и поставляющих продукцию;
  • по местоположению поставщика (регион, область, город);
  • по виду продукции (классификатор);
  • по наименованию продукции или ее модели (ГОСТ, спецификация и т п.).

     Однако на этом функции большинства имеющихся систем исчерпываются, хотя важнейшим их свойством должно быть наличие транзакционных механизмов, позволяющих:
  • вести коммерческую переписку между снабженцем и поставщиком;
  • запрашивать и получать коммерческие предложения;
  • проводить конкурсные торги и тендеры;
  • обеспечивать предконтрактную и контрактную подготовку;
  • размещать и согласовывать заказы;
  • подготавливать и проводить оплату;
  • контролировать поставки;
  • заниматься логистикой.


     Такие системы (их типичная структура приведена на рис 1) уже существуют, и к их числу с полным правом можно отнести ИНМАРСИС (www inmarsys ru) - систему, предназначенную для организации снабжения нефтегазовых компаний (НГК) и поддержки сбыта предприятий, обеспечивающих потребности отрасли.

Открытая система электронного снабжения - электронная торговая площадка


     В отличие от открытых, корпоративные (private) системы электронного снабжения, как правило, предназначены для использования(проведения закупок) одним потребителем или аффилированной группой предприятий (компаний). Такие системы охватывают весь бизнес-процесс материально технического обеспечения и интегрированы с АСУ. Они функционируют в корпоративной интрасети и открывают поставщикам для обеспечения транзакционных механизмов ограниченный доступ через Интернет (см рис. 2).

Открытая система электронного снабжения - электронная торговая площадка


     Каждой компании, решающей для себя, какой тип системы ей необходимо использовать для автоматизации закупок -открытый или корпоративный, - нужно будет ответить на следующие вопросы:
  • Какие денежные ресурсы на это могут быть выделены?
  • Насколько "закрытую" политику закупок она ведет?
  • Нужно ли ей покрыть весь бизнес-процесс материально технического обеспечения?
  • Намерена ли она использовать типовые модели бизнес-процессов или будет выстраивать свои сценарии, полностью адекватные корпоративному регламенту и специфике?
  • Нужна ли системе интеграция с другими функционирующими подсистемами корпоративной АСУ, например, с "Бухгалтерией", "Складами" и т.п. ?
  • Сколько рабочих мест снабженцев и другого персонала планируется обеспечить доступом к системе?


     Облегчить эту задачу поможет таблица, в которой приведены критерии, позволяющие решить какой из двух типов систем лучше соответствует той или иной производственной необходимости.
     Опыт работы многих крупнейших нефтегазовых компаний свидетельствует о том, что весьма эффективным и целесообразным является двухэтапный подход с последовательным использованием как открытой, так и закрытой систем.
     1-й этап - использование открытой торговой площадки (10-50 рабочих мест) - необходим:

  • для накопления первичного опыта работы через электронную систему снабжения;
  • для выявления специфических особенностей и создания регламента работы с поставщиками;
  • для определения методики электронных закупок по видам номенклатуры;
  • для формирования технического задания и постановки задачи создания корпоративной системы.


     2-й этап - создание и внедрение корпоративной системы электронного снабжения - обеспечит:

  • улучшение экономических показателей за счет снижения издержек и оптимизации бизнес-процессов;
  • развитие конкуренции среди поставщиков;
  • поддержку реальных рыночных отношений между поставщиками и потребителями, объективность и мотивированность принятия решений о выборе поставщика;
  • интеграцию с другими подсистемами АСУ, функционирующими на предприятии;
  • формализацию регламента материально-технического обслуживания.

Электронная сделка: реальность или виртуальность?


     Как протекает процесс закупки в электронной системе снабжения? Что нужно снабженцу и что - поставщику? Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем представить типичный бизнес-процесс материально технического снабжения - ПОТРЕБНОСТЬ -> ЗАКУПКА -> ПОСТАВКА - в виде следующей схемы (см рис 3).

рис. 3 Укрупненная схема бизнес-процесса материально-технического обслуживания


     Процесс закупки начинается в тот момент, когда профессиональный снабженец (закупщик) производит поиск и подбор поставщиков по номенклатуре согласно утвержденной потребности. Обычно такой поиск ведется либо по внутренней корпоративной справочной базе (картотеке), либо по различным каталогам, справочникам, бюллетеням, рекламным материалам и т. п., в том числе доступным в электронном виде и через Интернет. В электронной системе снабжения, как правило, имеется возможность поиска поставщиков заданной продукции во внутреннем или внешнем каталоге, причем, в качестве внешнего может выступать открытая электронная торговая площадка.
     После предварительного поиска проводятся коммерческая переписка с поставщиками и уточнение технических характеристик и возможных условий поставки. Далее осуществляются выбор поставщика и предконтрактная подготовка. Такой выбор может быть либо прямым (для монопольной продукции и продукции с особыми техническими характеристиками), либо проводиться путем аналитического сравнения (для не основной номенклатуры и отдельных видов основной) или на тендерной (конкурсной) основе (для ценоемкой не основной номенклатуры и отдельных видов основной). Затем заключается договор поставки, фиксирующий все достигнутые соглашения, касающиеся условий, цен, сроков и т. п. Если с данным поставщиком уже имеется заключенный рамочный договор, то на его условиях достаточно просто сформировать заказ (или спецификацию на поставку).
     В автоматизированной системе снабжения все эти операции осуществляются в электронной форме. Снабженец и поставщик взаимодействуют путем обмена электронными письмами и другими документами, а также вводя ту или иную информацию в базу данных системы. При этом любой документ может быть распечатан и скреплен чернильными подписями и печатями.
     После документального закрепления сделки поставщик отгружает продукцию. На этом этапе система электронного снабжения позволяет производить фактурирование отгрузки непосредственно в системе, что дает возможность отслеживать события в режиме реального времени. Кроме того, через свою систему электронного снабжения заказчик может производить оплату поставщику, используя доступ в систему электронных расчетов своего операционного банка. Следует отметить, что некоторые крупные российские банки уже имеют подобный опыт, в их числе - ИБГ "НИКойл", банк "МЕНАТЕП СПб", "Альфа банк" и другие.

Электронная цифровая подпись


     Сделка объект гражданского права, которому посвящена целая глава действующего Гражданского кодекса РФ Согласно статье 153 ГК РФ "сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей". В соответствии с требованием пункта 1 статьи 161 ГК РФ сделки юридических лиц должны совершаться в письменной форме. Более того, согласно пункту 1 статьи 162 ГК РФ "несоблюдение письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания ".

Сравнительный анализ электронных систем снабжения


     Как же заключить договор с поставщиком в письменной форме, используя электронную систему? Ответ на этот вопрос дают несколько статей Гражданского кодекса. В частности, пункт 2 статьи 160 допускает использование электронно-цифровой подписи, а пункт 2 статьи 434 гласит "Договор в письменной форме может быть заключен путем обмена документами посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору". Таким образом, в соответствии с действующим законодательством для признания сделки письменно оформленной достаточно наличия юридически признаваемого механизма идентификации электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющего достоверно установить сторону, подписавшую договор.
     Закон РФ "Об электронной цифровой подписи" принят и подписан президентом России 10 января 2002 г. Он создает важную юридическо-технологическую основу для осуществления электронных сделок. Чтобы идентифицировать электронные подписи, в будущем в России планируется создать институт специальных уполномоченных организации - удостоверяющих центров (УЦ). Они будут управлять открытыми криптографическими ключами, регистрировать пользователей ЭЦП, выдавать цифровые сертификаты и обеспечивать функционирование систем электронного документооборота. Таким образом, эти центры станут своеобразными "электронными нотариусами", заверяющими подписи сторон и регистрирующими электронные сделки. Кроме того, для стимулирования внедрения электронных форм ведения административно-хозяйственной деятельности в скором времени в нашей стране будет принят ряд законов, в том числе "Об электронном документообороте", "Об электронной торговле".


№ 2 Февраль 2002 г. "Нефть России"
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Google+ Twitter Facebook LinkedIn
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2019