ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > Реальные преимущества виртуальной коммерции
В2В:...
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
28.02.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус Золотого партнера Microsoft
Подробнее
18.01.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус сервисного партнера Компании SAP
Подробнее
06.12.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус «Quality Data Provider» по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
22.08.18
ИНТЕРТЕХ прошел сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на соответствие требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
31.05.18
ИНТЕРТЕХ и Компания «Малахит Интеллектуальные Системы» подписали партнерское соглашение о продвижении ПО «ОнтологиК» (ONTOLOGIC)
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
Реальные преимущества виртуальной коммерции
В2В: Корпоративные системы электронного снабжения

Дмитрий Гулько
кандидат технических наук,
президент НЦИТ "ИНТЕРТЕХ"


     В статье "Лед тронулся..." ("Нефть России", № 10-11 за 2001 г.) мы начали рассказывать читателям о современных инженерных технологиях, применяемых для построения промышленных систем электронной коммерции (В2В e-commrece). Сегодня, как и обещали, мы возвращаемся к этой масштабной теме и попытаемся сравнить открытые и корпоративные системы электронного снабжения, а также разобраться в некоторых юридических аспектах их деятельности.


Система: корпоративная или открытая?


     Открытые (public) системы электронной коммерции, как правило, предназначены для использования многими потребителями и поставщиками, доступны через Интернет и обладают транзакционными механизмами.
     Читателям наверняка известно, как минимум, несколько Интернет-систем, предназначенных в той или иной степени для поддержки снабженческих и сбытовых функций, и специализирующихся, в том числе, на оборудовании и материалах для нефтегазовой отрасли. Эти системы предлагают информационный сервис, позволяющий снабженцу нефтегазовой компании вести поиск в базе данных:

  • по наименованию предприятий, производящих и поставляющих продукцию;
  • по местоположению поставщика (регион, область, город);
  • по виду продукции (классификатор);
  • по наименованию продукции или ее модели (ГОСТ, спецификация и т п.).

     Однако на этом функции большинства имеющихся систем исчерпываются, хотя важнейшим их свойством должно быть наличие транзакционных механизмов, позволяющих:
  • вести коммерческую переписку между снабженцем и поставщиком;
  • запрашивать и получать коммерческие предложения;
  • проводить конкурсные торги и тендеры;
  • обеспечивать предконтрактную и контрактную подготовку;
  • размещать и согласовывать заказы;
  • подготавливать и проводить оплату;
  • контролировать поставки;
  • заниматься логистикой.


     Такие системы (их типичная структура приведена на рис 1) уже существуют, и к их числу с полным правом можно отнести ИНМАРСИС (www inmarsys ru) - систему, предназначенную для организации снабжения нефтегазовых компаний (НГК) и поддержки сбыта предприятий, обеспечивающих потребности отрасли.

Открытая система электронного снабжения - электронная торговая площадка


     В отличие от открытых, корпоративные (private) системы электронного снабжения, как правило, предназначены для использования(проведения закупок) одним потребителем или аффилированной группой предприятий (компаний). Такие системы охватывают весь бизнес-процесс материально технического обеспечения и интегрированы с АСУ. Они функционируют в корпоративной интрасети и открывают поставщикам для обеспечения транзакционных механизмов ограниченный доступ через Интернет (см рис. 2).

Открытая система электронного снабжения - электронная торговая площадка


     Каждой компании, решающей для себя, какой тип системы ей необходимо использовать для автоматизации закупок -открытый или корпоративный, - нужно будет ответить на следующие вопросы:
  • Какие денежные ресурсы на это могут быть выделены?
  • Насколько "закрытую" политику закупок она ведет?
  • Нужно ли ей покрыть весь бизнес-процесс материально технического обеспечения?
  • Намерена ли она использовать типовые модели бизнес-процессов или будет выстраивать свои сценарии, полностью адекватные корпоративному регламенту и специфике?
  • Нужна ли системе интеграция с другими функционирующими подсистемами корпоративной АСУ, например, с "Бухгалтерией", "Складами" и т.п. ?
  • Сколько рабочих мест снабженцев и другого персонала планируется обеспечить доступом к системе?


     Облегчить эту задачу поможет таблица, в которой приведены критерии, позволяющие решить какой из двух типов систем лучше соответствует той или иной производственной необходимости.
     Опыт работы многих крупнейших нефтегазовых компаний свидетельствует о том, что весьма эффективным и целесообразным является двухэтапный подход с последовательным использованием как открытой, так и закрытой систем.
     1-й этап - использование открытой торговой площадки (10-50 рабочих мест) - необходим:

  • для накопления первичного опыта работы через электронную систему снабжения;
  • для выявления специфических особенностей и создания регламента работы с поставщиками;
  • для определения методики электронных закупок по видам номенклатуры;
  • для формирования технического задания и постановки задачи создания корпоративной системы.


     2-й этап - создание и внедрение корпоративной системы электронного снабжения - обеспечит:

  • улучшение экономических показателей за счет снижения издержек и оптимизации бизнес-процессов;
  • развитие конкуренции среди поставщиков;
  • поддержку реальных рыночных отношений между поставщиками и потребителями, объективность и мотивированность принятия решений о выборе поставщика;
  • интеграцию с другими подсистемами АСУ, функционирующими на предприятии;
  • формализацию регламента материально-технического обслуживания.

Электронная сделка: реальность или виртуальность?


     Как протекает процесс закупки в электронной системе снабжения? Что нужно снабженцу и что - поставщику? Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем представить типичный бизнес-процесс материально технического снабжения - ПОТРЕБНОСТЬ -> ЗАКУПКА -> ПОСТАВКА - в виде следующей схемы (см рис 3).

рис. 3 Укрупненная схема бизнес-процесса материально-технического обслуживания


     Процесс закупки начинается в тот момент, когда профессиональный снабженец (закупщик) производит поиск и подбор поставщиков по номенклатуре согласно утвержденной потребности. Обычно такой поиск ведется либо по внутренней корпоративной справочной базе (картотеке), либо по различным каталогам, справочникам, бюллетеням, рекламным материалам и т. п., в том числе доступным в электронном виде и через Интернет. В электронной системе снабжения, как правило, имеется возможность поиска поставщиков заданной продукции во внутреннем или внешнем каталоге, причем, в качестве внешнего может выступать открытая электронная торговая площадка.
     После предварительного поиска проводятся коммерческая переписка с поставщиками и уточнение технических характеристик и возможных условий поставки. Далее осуществляются выбор поставщика и предконтрактная подготовка. Такой выбор может быть либо прямым (для монопольной продукции и продукции с особыми техническими характеристиками), либо проводиться путем аналитического сравнения (для не основной номенклатуры и отдельных видов основной) или на тендерной (конкурсной) основе (для ценоемкой не основной номенклатуры и отдельных видов основной). Затем заключается договор поставки, фиксирующий все достигнутые соглашения, касающиеся условий, цен, сроков и т. п. Если с данным поставщиком уже имеется заключенный рамочный договор, то на его условиях достаточно просто сформировать заказ (или спецификацию на поставку).
     В автоматизированной системе снабжения все эти операции осуществляются в электронной форме. Снабженец и поставщик взаимодействуют путем обмена электронными письмами и другими документами, а также вводя ту или иную информацию в базу данных системы. При этом любой документ может быть распечатан и скреплен чернильными подписями и печатями.
     После документального закрепления сделки поставщик отгружает продукцию. На этом этапе система электронного снабжения позволяет производить фактурирование отгрузки непосредственно в системе, что дает возможность отслеживать события в режиме реального времени. Кроме того, через свою систему электронного снабжения заказчик может производить оплату поставщику, используя доступ в систему электронных расчетов своего операционного банка. Следует отметить, что некоторые крупные российские банки уже имеют подобный опыт, в их числе - ИБГ "НИКойл", банк "МЕНАТЕП СПб", "Альфа банк" и другие.

Электронная цифровая подпись


     Сделка объект гражданского права, которому посвящена целая глава действующего Гражданского кодекса РФ Согласно статье 153 ГК РФ "сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей". В соответствии с требованием пункта 1 статьи 161 ГК РФ сделки юридических лиц должны совершаться в письменной форме. Более того, согласно пункту 1 статьи 162 ГК РФ "несоблюдение письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания ".

Сравнительный анализ электронных систем снабжения


     Как же заключить договор с поставщиком в письменной форме, используя электронную систему? Ответ на этот вопрос дают несколько статей Гражданского кодекса. В частности, пункт 2 статьи 160 допускает использование электронно-цифровой подписи, а пункт 2 статьи 434 гласит "Договор в письменной форме может быть заключен путем обмена документами посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору". Таким образом, в соответствии с действующим законодательством для признания сделки письменно оформленной достаточно наличия юридически признаваемого механизма идентификации электронной цифровой подписи (ЭЦП), позволяющего достоверно установить сторону, подписавшую договор.
     Закон РФ "Об электронной цифровой подписи" принят и подписан президентом России 10 января 2002 г. Он создает важную юридическо-технологическую основу для осуществления электронных сделок. Чтобы идентифицировать электронные подписи, в будущем в России планируется создать институт специальных уполномоченных организации - удостоверяющих центров (УЦ). Они будут управлять открытыми криптографическими ключами, регистрировать пользователей ЭЦП, выдавать цифровые сертификаты и обеспечивать функционирование систем электронного документооборота. Таким образом, эти центры станут своеобразными "электронными нотариусами", заверяющими подписи сторон и регистрирующими электронные сделки. Кроме того, для стимулирования внедрения электронных форм ведения административно-хозяйственной деятельности в скором времени в нашей стране будет принят ряд законов, в том числе "Об электронном документообороте", "Об электронной торговле".


№ 2 Февраль 2002 г. "Нефть России"
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Google+ Twitter Facebook LinkedIn
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2019