ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > Внедрение НСИ: к вопросу о компетенциях
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
28.02.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус Золотого партнера Microsoft
Подробнее
18.01.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус сервисного партнера Компании SAP
Подробнее
06.12.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус «Quality Data Provider» по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
22.08.18
ИНТЕРТЕХ прошел сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на соответствие требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
31.05.18
ИНТЕРТЕХ и Компания «Малахит Интеллектуальные Системы» подписали партнерское соглашение о продвижении ПО «ОнтологиК» (ONTOLOGIC)
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
Внедрение НСИ: к вопросу о компетенциях

Элеонора Амирова
Директор Центра профессионального развития ЗАО «НЦИТ ИНТЕРТЕХ»

Амирова Элеонора Константиновна В большинстве крупных производственных компаний существует проблема не просто управления информационными потоками, а получения качественной и достоверной управленческой информации.

Основой информационных потоков является полноценная и унифицированная нормативно-справочная информация (НСИ).

Отсутствие, например, качественного корпоративного справочника-классификатора материалов очень затрудняет получение достоверной информации специалистами по закупкам (при консолидации заявок на закупку), управлению складскими запасами (при управлении складскими запасами и неликвидами), бухгалтерией (при получении консолидированной отчетности материальных активов), ремонтниками оборудования (при получения оборудования с нужными техническими параметрами) и, конечно, руководством компании (при мониторинге перемещения и укрупненном анализе материальных активов).

Правильно сформулировать причины вышеназванных проблем и обосновать необходимость создания и внедрения единой системы управления (ЕСУ) НСИ, определить состав будущей службы НСИ, рассчитать экономическую целесообразность этого решения, обосновать свои расчеты перед руководством — задача ИТ-подразделения и профильных департаментов. Чтобы выявить и формализовать источники проблемы, требуется немалая эрудиция в области построения систем управления НСИ, современных принципов и методологий структуризации больших массивов НСИ, знания современных программно-технических решений в этой области.

Даже ИТ-специалисты компании, имея за плечами опыт внедрения АСУ, осознают, что дополнительные знания в области управления НСИ им необходимы.

Как правило, у компании есть два пути — либо обучить собственных специалистов, которые впоследствии самостоятельно сформулируют концепцию внедрения ЕСУ НСИ, либо привлекать сторонних консультантов из консалтинговых компаний. Опыт показывает, что лучше всего делать и то и другое — привлекать к работе как внешних консультантов, так и собственных ключевых специалистов, которые впоследствии будут руководить преобразованиями в сфере НСИ. Этих специалистов целесообразно заблаговременно направлять на профессиональные курсы повышения квалификации.

Стоит, однако, заметить, что образовательных учреждений, дающих знания в сфере управления НСИ, немного. А тех, где есть преподаватели-практики с немалым проектным опытом, вообще единицы. Сегодня, например, на краткосрочных курсах повышения квалификации по программе «Единые системы нормативно-справочной информации в задачах корпоративного и государственного управления», проводимых Российской академией государственной службы при Президенте РФ при поддержке НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» и ГУ Федеральный центр каталогизации для специалистов различных отраслей промышленности, подготовлено около трехсот сертифицированных специалистов по НСИ.

Наиболее серьезно к подготовке своих специалистов по НСИ подошли нефтяная и металлургическая отрасли. Своевременное обучение, подготовка своих собственных сотрудников на начальных этапах внедрения ЕСУ НСИ позволяет им в полной мере участвовать в процессах постановки задач и внедрения наряду с внешними консультантами.

Команда внедрения

Команда, создающая ЕСУ НСИ на предприятии, должна состоять из опытного руководителя проекта, имеющего опыт в управлении проектами по НСИ, двух его заместителей по направлению «архитектура» и «программное обеспечение» и по направлению «методология и нормализация данных НСИ», системного архитектора, программистов-разработчиков, бизнес-аналитиков, специалиста по структуризации НСИ, экспертов НСИ предметной области.

Бизнес-аналитик, например, должен иметь опыт обследования объектов и анализа бизнес-процессов. Он должен обладать навыками управления требованиями к информационным системам; иметь знания (или быстро их усваивать) предметных областей: материально-технического снабжения, логистики, финансов, сбыта, управления персоналом. Ему необходимо разбираться в типовых бизнес-процессах, иметь опыт применения языков и инструментов для описания бизнес-процессов и пр.

Внедрение ЕСУ НСИ возможно лишь при участии всех заинтересованных структурных подразделений. Анализ справочников, использующихся в различных информационных системах предприятия, с целью создания единой системы НСИ, нормализация и классификация данных проводится с участием компетентных специалистов заинтересованных подразделений и специалистов ИТ-подразделения. Основными специалистами на данном этапе являются эксперты НСИ предметной области. Они должны обладать широким инженерно-конструкторским кругозором в различных областях машиностроения, приборостроения, систем телемеханики, электротехники, химического машиностроения, металлургии и др. и иметь опыт разработки классификаторов.

При внедрении ЕСУ НСИ нельзя забыть и про администратора проекта — специалиста, компетентного как в области ИТ, так и в области проектного управления, обладающего хорошими коммуникативными способностями для обеспечения координации между разнопрофильными специалистами структурных подразделений предприятия.

Кто он — внешний консультант?

Если говорить об основных кадровых критериях при выборе внешней компании-консультанта, которой будет доверена разработка концепции ЕСУ НСИ, технического задания, проектных решений, внедрение методологии и программного обеспечения, то они следующие: наличие опыта успешного внедрения аналогичных систем, наличие всех категорий проектных специалистов — от программистов-разработчиков до экспертов НСИ предметной области, а также возможности выделить на проект достаточное количество консультантов. Важным моментом является также консультационная поддержка и возможность организовать тренинги и семинары для массового обучения пользователей предприятия.

В процессе обучения слушатели должны познакомиться с общей архитектурой системы, терминологией, принципами хранения и организации управления документами; с основными понятиями, этапами и технологиями обработки документов; освоить методы работы с программными средствами, средствами управления и интерфейсом пользователя; выполнять все предусмотренные операции по управлению документами.

Как поддерживать систему?

Когда система управления нормативно-справочной информацией успешно внедрена на предприятии, закономерно возникают вопросы: что делать дальше и кто будет заниматься обслуживанием системы?

Как правило, служба НСИ формируется из сотрудников предприятия. Они выступают в роли экспертов и обеспечивают процесс информационного ведения справочников НСИ, их поддержания в актуальном состоянии и производят обработку запросов пользователей. Но регламенты предписывают для получения фактических знаний по НСИ конкретного справочника или части справочника подключать (формировать карточку записи справочника в области специальных знаний) специалистов функциональных подразделений. Таким образом, специальные знания конкретных специалистов становятся структурными знаниями в области НСИ всего предприятия.

Тут важно оценить свои ресурсы и воспользоваться принципом «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше меня». Аутсорсинг позволяет предприятию сократить расходы, значительно снизить трудоемкость и затраты на эксплуатацию ЕСУ НСИ, других информационных систем и приложений и сконцентрироваться на основных бизнес-процессах, не отвлекаясь на вспомогательные.

Все права сохранены. Ссылка на статью


Директор ИС №09, 22 сентября 2008 г.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Google+ Twitter Facebook LinkedIn
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2019