ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > Интеграционные аспекты единых систем НСИ
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
06.12.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус «Quality Data Provider» по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
22.08.18
ИНТЕРТЕХ прошел сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на соответствие требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
31.05.18
ИНТЕРТЕХ и Компания «Малахит Интеллектуальные Системы» подписали партнерское соглашение о продвижении ПО «ОнтологиК» (ONTOLOGIC)
Подробнее
30.04.18
ИНТЕРТЕХ вошел в ТОП-5 крупнейших игроков построения Систем НСИ
Подробнее
12.03.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус SAP Service Partner
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
Интеграционные аспекты единых систем НСИ

Георгий Минасян,
директор по консалтингу компании НЦИТ «ИНТЕРТЕХ»

Интегрированный взгляд на корпоративные данные

Обеспечение качества и согласованности корпоративных данных, хранимых и обрабатываемых в различных информационных системах, является сегодня одной из актуальных задач ИТ-подразделений многих компаний. Для крупных холдинговых структур и госкорпораций, с учетом гетерогенности их ИТ-ландшафта и огромного объема хранимой и обрабатываемой информации, эта, по сути, интеграционная задача переходит в разряд стратегических. Поэтому в основных направлениях ИТ-стратегии часто отдельной строкой выделяются вопросы создания и развития единого информационного пространства, обеспечивающего интеграцию людей, данных и приложений.

В рамках темы этой статьи будем акцентировать внимание на одной из составляющих единого информационного пространства — интеграции на уровне данных, под которой обычно подразумевается обмен структурированными данными между прикладными системами через сервисные шины. Структурированные корпоративные данные можно разделить условно на нормативно-справочную информацию (НСИ или мастер-данные), оперативные данные, формируемые в транзакционных системах, и исторические, более востребованные в процессах бизнес-аналитики. Учитывая, что интеграционные проекты во многих крупных компаниях начинаются с проекта построения Единой системы НСИ (как своего рода фундамента), далее сосредоточимся на рассмотрении задач, связанных с реализацией именно таких проектов.

Побудительные мотивы проектов по НСИ

Известно, что от качества и надежности НСИ напрямую зависит и качество собственно управленческой информации. Справочные данные (описания материалов, услуг, основных средств, поставщиков, клиентов, организационной структуры, статей бюджета, планов счетов, мест возникновения затрат и пр.) являются, по сути, информационным ядром системы управления компанией. От неактуальности, противоречивости или неполноты информации в справочниках НСИ «болит голова» (по разным причинам) у большинства сотрудников компании, являющихся пользователями информационных систем.

Руководство компаний начинает задумываться о сокращении потерь, связанных с использованием некачественной нормативно-справочной информации (включая достаточно серьезные проблемы с формированием консолидированной отчетности), путем кардинального «наведения порядка». В этой связи любопытно, что, хотя основными пользователями справочников НСИ являются бизнес-подразделения и различные функциональные службы компаний, инициаторами проектов создания Единых систем НСИ часто выступают ИТ-подразделения.

Непростой круг задач

Проекты создания Единых систем НСИ, как и другие интеграционные проекты, относятся к категории сложных и ресурсоемких. Необходимо отметить, что эти системы собственно предназначены для предоставления необходимого сервиса по использованию и ведению данных НСИ всем бизнес-приложениям компании и не могут считаться составной частью каких-либо конкретных систем (например, ERP).

Программная поддержка Единой системы НСИ должна охватывать широкий набор функциональных возможностей, включающий:

  • инструменты построения и ведения мощного централизованного хранилища данных НСИ, учитывающего модели мастер-данных в различных информационных системах компании;
  • возможности консолидации данных из различных источников в централизованное хранилище, их связывания (маппинга) и «предварительной очистки» (нормализации);
  • поддержку процедур ввода и модификации записей НСИ (с использованием workflow) с развитыми средствами контроля качества вводимых данных;
  • многофункциональные средства поиска данных в центральном хранилище с удобным представлением результатов поиска;
  • подсистему распространения НСИ с использованием промышленных интеграционных платформ.

Отметим еще несколько немаловажных особенностей этих проектов, вытекающих из разнородности решаемых задач и участия в них узкопрофильных специалистов. Одна часть работ связана с кропотливой и трудоемкой деятельностью, причем трудно автоматизируемой, по нормализации и классификации информации в справочниках, переводимых на централизованное ведение. Другая часть касается разработок методологий структуризации данных и корпоративных регламентов ведения НСИ. Третья — в выборе интеграционной программной платформы и развертывании соответствующей инфраструктуры, включая разработки/настройки адаптеров для интегрируемых бизнес-приложений и т. д.

Компаниям, решившим создать у себя Единую систему НСИ, учитывая указанные выше особенности проекта, целесообразно привлекать к нему внешних консультантов, имеющих соответствующий опыт.

Возможные технические решения

Многие крупные вендоры программных систем выделили особо задачу управления мастер-данными и разработали для нее специализированные решения. Такие решения получили название Master Data Management (MDM) и основаны на ведении централизованного хранилища в рамках интеграционной платформы. Приводим некоторые из наиболее распространенных MDM-решений:

  • SAP Master Data Management;
  • IBM WebSphere Product Center;
  • Oracle Data Hub (Customer DH и Product Information Management DH);
  • Hyperion Master Data Management.

Данные решения обладают всеми необходимыми встроенными компонентами для поддержки Единой системы НСИ и включают в себя мощное хранилище данных, системы управления объектами данных и бизнес-процессами, а также развитые интеграционные возможности. Общую схему обработки справочных данных в MDM-решениях можно представить так, как показано на рисунке.

Основные компоненты предлагаемых на рынке MDM-решений приблизительно одинаковы и включают:

  • корпоративный портал (обеспечивает доступ пользователей по ролевому принципу к функциям системы);
  • репозитарий справочных данных (решает задачи консолидации, гармонизации и централизованного управления мастер-данными);
  • сервисную шину (является фундаментом для интеграции приложений, обеспечивающим сценарии репликации данных и обмен сообщениями между системами);
  • адаптеры (программные средства, реализующие различные протоколы межсистемного обмена данными);
  • прикладные системы-клиенты (различные информационные системы, являющиеся потребителями и поставщиками мастер-данных).

Наши наблюдения по реализованным проектам

В течение последних пяти лет компания «НЦИТ „ИНТЕРТЕХ“» реализовала более сорока проектов в области создания систем нормативно-справочной информации для промышленных холдингов и государственных структур. Наш опыт позволяет сделать определенные выводы и поделиться наблюдениями.

Внедрение технологий MDM в существующую информационную инфраструктуру компаний порождает достаточно много вопросов. Среди них можно назвать организационные трудности, существующую «нестройную» организацию ведения корпоративных данных (включая НСИ), технические сложности, связанные с большим разнообразием эксплуатируемых информационных систем.

Организационные трудности в проекте можно успешно преодолеть, если будут созданы объединенные рабочие группы из представителей бизнес-подразделений, ИТ-специалистов и внешних консультантов. Важно также принять решение о создании специализированной Службы НСИ (если ее не было к моменту старта проекта) и разработать регламенты хранения, актуализации и распространения НСИ.

На начальных этапах проекта необходимо провести детальный анализ функционирования выбранных бизнес-процессов, определить «узкие места», приводящие к низкому качеству НСИ, выработать стандарты по составу и структуре справочников НСИ, переводимых в централизованный репозитарий. Проекты по Единой системе НСИ лучше выполнять пошагово, минимизируя риски. Так всегда легче обойти трудности, связанные, например, с трудно поддающимися интеграции унаследованными прикладными системами.

Многие крупные компании рассматривают сейчас развитие ИТ-поддержки своего бизнеса с использованием концепции сервисно-ориентированной архитектуры (СОА). Принципы, заложенные в технологии централизованного ведения НСИ, близки к концепции СОА, и внедрение Единой системы НСИ можно рассматривать как начальный шаг по унификации корпоративных сервисов.


Источник: журнал CIO №12 (79), декабрь 2008 г.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Google+ Twitter Facebook LinkedIn
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2019