ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
28.02.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус Золотого партнера Microsoft
Подробнее
18.01.19
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус сервисного партнера Компании SAP
Подробнее
06.12.18
ИНТЕРТЕХ подтвердил статус «Quality Data Provider» по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
22.08.18
ИНТЕРТЕХ прошел сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья на соответствие требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
31.05.18
ИНТЕРТЕХ и Компания «Малахит Интеллектуальные Системы» подписали партнерское соглашение о продвижении ПО «ОнтологиК» (ONTOLOGIC)
Подробнее
 Архив новостей
Пресса

B2B - бизнес-ту-бизнес.
Электронная коммерция, В2В, электронные торговые площадки. Интегрированные системы ERP+B2B. Сколько стоит В2В?

Д.Е. Гулько

Дмитрий Гулько - специалист в области автоматизированных систем управления (АСУ). Автор более 30 научных трудов в области АСУ, прикладного программирования и экспертных систем. Разработчик ряда систем класса АСУП (в том числе для нефтяной компании, машиностроительных, нефтеперерабатывающих, строительных и других предприятий). Создал технологию построения экспертных систем (ESPLAN). Один из разработчиков первой действующей торговой площадки в нефтегазовой отрасли - системы "ИНМАРСИС" (нефтегазовое оборудование он-лайн). Президент компании "ИНТЕРТЕХ" (г. Москва).

В2В - электронная коммерция между предприятиями.

Как уже известно читателю (см. статью "Электронная коммерция в промышленности", "Нефть России", № 11 за 2000 г.), системы электронной коммерции типа В2В предназначены для поддержания бизнес-отношений между предприятиями. Прежде всего, такие системы призваны решить задачи сбыта и материально-технического снабжения (procurement).

Условно системы В2В можно разделить на следующие типы, хотя некоторые из них могут обладать признаками принадлежности к нескольким категориям:

Корпоративный сайт компании предназначен для общения с фирмами-партнерами, контрагентами - поставщиками и потребителями, действующими и потенциальными инвесторами. Сайт, как правило, содержит информацию о компании, ее персонале, руководстве, а также каталоги продукции и описание услуг.

Он-лайновый магазин (on-line store) может быть встроен в общекорпоративный сайт или существовать отдельно. Предназначен для обеспечения сбыта продукции предприятия. Такой интернет-магазин позволяет покупателям размещать заказы на требуемую продукцию непосредственно через Интернет, заключать контракты, проводить платежи и осуществлять контроль за поставками.

Служба закупок (buy site) также как и "он-лайновый магазин" может быть встроена в общекорпоративный сайт или вынесена в отдельный. Служба закупок или снабжения, также называемая В2В procurement, позволяет предприятию осуществлять материально-техническое снабжение (МТС) непосредственно со своего интернет-сайта. Такая система дает возможности публикации информации о своих потребностях в материально-технических ресурсах (МТР), поиска поставщиков и получения от них коммерческих предложений, организации тендеров, конкурсов и т.д.

Информационные сайты и вертикальные порталы предоставляют информацию об отрасли целиком, об основных компаниях этой отрасли, обзор событий, имеющих к ней отношение, ключевые индикаторы и параметры состояния рынка, сведения об отраслевых стандартах, электронные справочники и т.д. Могут также содержать функции проведения электронных конференций и дискуссий, а также некоторые функции для поддержки снабжения-сбыта.

Брокерские сайты работают в качестве посредника между покупателем и продавцом. Их задача - получить через интернет-сайт заказ от одного предприятия, а затем разместить этот заказ на другом предприятии.

Электронные торговые площадки (ЭТП) существуют как отдельные интернет-системы (сайты) и предназначены для непосредственной организации он-лайн деятельности специалистов служб сбыта и снабжения различных предприятий. На электронной торговой площадке создаются "рабочие места" для обеспечения пользователей необходимым сервисом. Торговая площадка может фактически предоставлять все функции, необходимые для обеспечения сбыта и снабжения. Таким образом, место на торговой площадке представляет собой АРМ (автоматизированное рабочее место) специалиста по сбыту или снабжению.

Торговая площадка представляет собой сложноорганизованную систему со своей инфраструктурой. Ее функционирование обеспечивает группа специалистов в данной предметной области, служба технической поддержки и другие сервисные службы. Чем-то электронная торговая площадка напоминает хорошо организованный торговый центр, где продавцы арендуют торговые площади, а администрация этого центра обеспечивает рекламу, приток покупателей, а также условия и сервис для заключения сделок (покупок-продаж).

Работа на торговой площадке является, как правило, платной. Причем, на некоторых торговых площадках взимается комиссия (в размере нескольких процентов или долей процента) от проводимых операций (транзакций). На других площадках доступ оплачивается фиксированной суммой, не зависящей от проводимых операций. При этом стоимость работы на торговой площадке несопоставимо ниже стоимости создания своего интернет-магазина или своей электронной службы снабжения.

Электронные биржи, по функциям очень близки к торговым площадкам, однако, в отличие от них, деятельность на такой бирже ведут не сами предприятия, а их агенты (брокеры).

Интегрированные комплексы обеспечивают прямое взаимодействие внутрикорпоративных систем управления (АСУ, ERP) с внешней системой электронной коммерции В2В - торговой площадкой и являются наиболее законченным и привлекательным решением в области электронной коммерции В2В. Интегрированные комплексы позволяют полностью автоматизировать все функции МТС и увязать в единой цепочке поэтапно все звенья внутрикорпоративных бизнес-процессов: анализ, планирование, бухгалтерию и финансы, учет материальных ценностей (склады), сбыт, снабжение, логистику.

Интеграция АСУ (ERP) и систем В2В.

Автоматизированные системы управления (АСУ) предприятием или, как сейчас принято называть, системы планирования ресурсов предприятия (ERP - enterprise resource planning) берут свое начало в далеких 70-х. Назначение систем АСУ (ERP) - обеспечить согласованное решение задач учета, контроля, планирования и управления производственными и финансовыми ресурсами предприятия. Классический состав задач АСУ (ERP), как правило, покрывает все сферы жизнедеятельности предприятия. Причем АСУ (ERP) выступает как единый комплекс взаимосвязанных задач.

Решение задач снабжения и сбыта в таких классических системах АСУ (ERP), в основном, сводится к учетным функциям. При этом нет механизма непосредственного компьютерного взаимодействия с поставщиками и потребителями (точнее, с их системами управления ресурсами). Эту брешь как раз и могут залатать системы электронной коммерции В2В, обеспечивающие электронный интерфейс между разными предприятиями - поставщиками и потребителями. Таким образом, интеграция систем АСУ (ERP) с системами В2В - естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия. С другой стороны, становится совершенно очевидным, что создание и эксплуатация систем электронной коммерции, прежде всего систем В2В, являются эффективными только в том случае, если эти системы интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы и, соответственно, встроены в систему планирования и управления ресурсами.

Поскольку электронная торговая площадка как система электронной коммерции В2В позволяет осуществить прямое взаимодействие между субъектами рынка - поставщиками и потребителями, то такая торговая площадка может стать элементом интеграции между системами АСУ (ERP) субъектов рынка. В этом случае отдельные корпоративные системы управления ресурсами становятся частью большого электронного рынка. При этом важно понимать, что информационная безопасность внутренней системы АСУ (ERP) от вторжения из внешней зоны, безусловно, обеспечена рядом технических решений. Во-первых, внутренняя система АСУ (ERP) находится в зоне Интранета, а торговая площадка - в Интернете; адресация ресурсов в этих зонах отличается, и адреса внутренней Интранет-зоны не доступны для проникновения из внешней Интернет-зоны. Во-вторых, существуют специальные системы защиты (proxy, firewall).

Таким образом, в интегрированной системе АСУ (ERP) + В2В каждое рабочее место специалиста по снабжению или сбыту оказывается подключенным как ко внутренней зоне, в которой решаются локальные задачи управления ресурсами, так и ко внешней - торговой площадке, через которую он связывается и взаимодействует с партнерами и контрагентами - поставщиками и потребителями.

Разработка промышленных систем электронной коммерции.

Можно выделить две основные составляющие разработки: выбор (создание) программного средства для реализации проекта (ПО, software) и работы по настройке и внедрению системы (внедренческий консалтинг).

В качестве ПО могут быть использованы как готовые "пакетные" системы-оболочки (shell), так и требующие программирования авторские разработки. В качестве готовых решений следует упомянуть:

  • интегрированные системы ERP + В2В - SAP (mySAP.com), ORACLE APPLICATIONS и другие;
  • оболочки для электронной коммерции - Ariba, Commerce One/ Intershop, JD Edwards и другие. Требующие программирования системы могут также разрабатываться на платформе Microsoft (SQL, ASP, VBS, IIS, сервера семейства NET Enterprise Servers 2000 и т.п.), а также на платформе UNIX (Java, PHP и др.).

Консалтинговые услуги по внедрению связаны с изучением и структуризацией бизнес-процессов, заполнением системы конкретными пользовательскими данными и информацией, настройкой всего ПО на конкретные схемы, доработкой под требования (спецификации) заказчика, внедрением системы и обучением персонала. Такого рода деятельность необходима всегда, вне зависимости от того, выбрана ли готовая система-оболочка, или ведется заказная разработка. Независимо от выбора типа ПО функции внедренческого консалтинга являются уникальными для каждой крупной компании в той мере, в какой уникальны ее бизнес-процессы. Выбор того или иного программного средства (платформы), на котором будет реализовываться система, зависит от ряда факторов. Выбор может быть сделан в пользу готовой оболочки, если она:

  • имеет положительный опыт внедрений в близких областях;
  • позволяет адекватно воспроизвести текущие бизнес-процессы с учетом специфических особенностей;
  • содержит средства развития и интеграции с другими системами и использует типовые стандартные форматы данных;
  • адаптирована к местному законодательству и языку;
  • ее стоимость не превышает рамки выделяемых бюджетных средств;
  • имеется группа специалистов по ее внедрению.

Следует отметить, что денежная экономия не всегда может являться критерием при выборе средства реализации, так как, во-первых, стоимость разработки собственного ПО может быть как ниже, так и выше стоимости готового пакета, а, во-вторых, при низком качестве выбранного средства или созданного собственного ПО работа всей системы обречена на неудачу. При правильном же подходе вы получите помимо экономического эффекта еще и современную систему ведения бизнеса.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Google+ Twitter Facebook LinkedIn
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2019