ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > Тематический обзор: системы электронных закупок
...
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
26.03.23
ИНТЕРТЕХ в марте провел сессию вебинаров «Единые системы НСИ»
Подробнее
10.03.23
ИНТЕРТЕХ спроектировал и приступил к внедрению ЕСУ НСИ для «Русской медной компании»
Подробнее
09.01.23
ИНТЕРТЕХ открыл Чат в Telegram для обсуждения вопросов управления НСИ
Подробнее
29.12.22
ИНТЕРТЕХ расширяет учебно-консультационную работу по тематике НСИ
Подробнее
08.12.22
ИНТЕРТЕХ внедрил в ЕВРАЗ Единый справочник ТМЦ
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
Тематический обзор: системы электронных закупок
АС-МТС компании "Интертех": полный цикл управления закупками

Влад Боркус



      КЛЮЧЕВЫМИ СВОЙСТВАМИ системы АС-МТС, которую предлагает московская компания НЦИТ "Интертех", являются поддержка всего цикла документооборота, связанного с закупками (начиная от заявочной кампании и заканчивая выставлением счетов), и сквозная интеграция с бэк-офисными системами. В этом смысле ее аналогами можно назвать закупочные модули систем SAP и Oracle. Система позволяет совместить инструменты Интернет-закупки с корпоративными регламентами и нормами гражданского законодательства, а также автоматизирует рутинные операции, ограничивая при этом действия персонала рамками служебных полномочий, но внутри этих рамок давая ему полную свободу для принятия решений.
      Первоначально АС-МТС разрабатывалась для нефтяных компаний (в ней учтена вся специфика рынка нефтегазопромыслового оборудования и материалов), но сейчас она позиционируется как решение для более широкого класса промышленных предприятий. Кроме того, недавно вышла специализированная версия и для государства — автоматизированная система обеспечения госзакупок (АС-ОГЗ). Иначе говоря, на базе одной платформы создано два отраслевых решения. Они похожи между собой по набору функций, основная же разница состоит в терминологии и сценариях работы. АС-МТС опробована в нескольких нефтяных компаниях: "ЮКОС ЭП" (добывающая структура НК "ЮКОС"), "ЮКОС РМ" (подразделение переработки) и НК "Сибнефть".


Принципы работы системы


      В АС-МТС, ядро которой включает подсистему управления документами, основным понятием является электронный документ. Работа с данными ведется через браузер: для каждой роли, играемой пользователем в бизнес-процессе, динамически формируется свое автоматизированное рабочее место, с него в соответствии с правами доступа можно вести различные операции - создавать, корректировать, дополнять, подписывать документы (в том числе с использованием ЭЦП), отзывать подпись (если бизнес-процесс это позволяет), присоединять сопроводительные документы из файловой системы (образы договоров, специ- фикации) и т. п.


Рис. 1 Архитектура АС-МТС Рис.1 Архитектура АС-МТС


      Документ предоставляется человеку в виде, удобном для прочтения. В верхней части экрана показываются рабочие поля, а внизу — подписи и их значения ("утверждаю", "согласовано" и пр.). Все действия пользователя протоколируются. Можно посмотреть, кто и когда создал документ, кто какие изменения внес, как менялся статус документа.
      Типовая схема работы с системой выглядит следующим образом: подразделения и дочерние структуры высылают заявки на товары с указанием дат, когда они им потребуются. Эти заявки консолидируются внутри системы в единый заказ и распределяются по группам закупки (скажем, насосы покупает одна структура, а автомобили — другая), которые в дальнейшем реализуют разные закупочные сценарии. Одни товары могут быть выставлены на конкурс, другие - приобретены непосредственно по выбору поставщика (скажем, монопольные виды продукции - по ним нет смысла проводить конкурс), третьи - через каталог или "обратный" аукцион (т. е. аукцион на понижение). "Подобная автоматизация рутинных операций экономит массу времени и сил, - считает Дмитрий Гулько, президент НЦИТ "Интертех". — Зачастую заявки с мест поступают в произвольной форме, но внутри компании они должны быть привязаны к единому классификатору, являющемуся остовом, на который нанизывается вся информация. "Интертех" предлагает свой отраслевой классификатор. Однако многие НК имеют собственные классификаторы, и АС-МТС позволяет встраивать их, установив между ними отношения".
      Другая часто встающая проблема — это оценка качества предложения, поступившего от поставщика.
      "По мнению многих закупщиков цена не является ни единственным, ни основным критерием, — продолжает рассказывать Дмитрий Гулько. — Поэтому в системе предусмотрены алгоритмы балльной, многокритериальной оценки поставщиков по накопленной в системе фактографической информации. Блок "Выбор поставщиков с учетом многокритериальной оценки" позволяет формировать на каждый конкурс два набора критериев: первый определяет квалификацию самого поставщика как организации, а второй служит для оценки собственно оферты (цена, сроки поставки, гарантия, качество). АС-МТС помогает выявлять неблагонадежных поставщиков, вести статистику их поставок, участия в конкурсах". Есть и еще один важный момент — возможность взаимодействия с торговой площадкой "Инмарсис". АС- МТС может использовать ее как внешний каталог, механизм привлечения новых поставщиков для работы в системе, размещения объявлений о проведении закупок. Обеспечивает "ИНМАРСИС" и единство от- раслевого информационного пространства. Разные НК могут использовать его в качестве шлюза- коммутатора для обмена информацией об опыте работы с теми или иными поставщиками и т. п.


Архитектура


      АС-МТС состоит из ряда модулей, отвечающих за сбор заявок, их консолидацию, выбор поставщика, согласование заказов, контроль исполнения поставок, связи с поставщиком, формирование отчетов и пр. Одни из них относятся к фронт-офисной, а другие — к бэк-офисной составляющей.
      Важной частью АС-МТС является блок связи с поставщиками. Зайдя через него в систему, авторизованные компанией поставщики могут узнать о проводимых конкурсах, подать в систему оферты, согласовать заказы, заверить акты сверки, представить информацию об отгрузках. С его помощью производится рассылка уведомлений и типовой документации о конкурсах (по e-mail и факсу), публикуются объявления на торговой площадке и на сайтах поставщиков. Этот блок принципиально разнесен с системой и, как правило, базируется на отдельном сервере, чтобы обеспечить политику безопасности.
      Со стороны бэк-офиса АС-МТС может интегрироваться с ERP-системами. Например, в компании "Сибнефть" развернута SAP R/3, из которой АС-МТС получает заявки и сопроводительную информацию, такую, как справочники. По окончании обработки заявок и согласования договора с поставщиком в R/3 возвращается заказ на поставку. В "ЮКОС ЭП" была проведена интеграция (посредством специализированного модуля импорта-экспорта) с системой сбора заявок и складов, разработанной силами самой НК.
      Есть серьезный блок администрирования системы, который позволяет в дружественном интерфейсе настраивать ее на реальные бизнес-процессы компании. "Первичную настройку бизнес-процессов в системе делают специалисты "Интертех", — пояснил Гулько. — Затем заказчик может сам ее поддерживать: изменился ли регламент, пришел ли в фирму другой сотрудник или его уполномочили на какую-то работу — ему открывается доступ к конкретным функциям. Блок администрирования позволяет целенаправленно настроить права доступа любого пользователя — на просмотр, корректировку, удаление, изменение, добавление вплоть до каждого поля документа. Можно, например, сделать так, что инженер МТО увидит заявку, но исправить цифры бюджета не сможет, зато будет иметь право добавлять новые позиции".
      В этом году "Интертех" планирует разработать новый модуль топ-мониторинга, который будет показывать руководству ключевые показатели (Key Performance Indicator) работы МТО.


Версия для госзакупок


      "Одна из задач при построении версии для госструктур — добиться соответствия требованиям нормативной базы. В связи с этим мы активно сотрудничаем с институтом госзакупок Высшей школы экономики. Прототип нашей системы мы включаем в учебный план будущих пользователей, — говорит Дмитрий Гулько. — Одновременно мы будем черпать от них предложения о ее развитии. Система в принципе хорошо настраивается. Когда мы ее поставляем, мы пристыковываем к ней вспомогательные сервисы, классификатор продукции, справочник цен. С госзакупками все то же самое, но степеней свободы меньше, так как они более регламентированы в нормативном плане. И схема выглядит иначе, хотя по сути используются те же функциональные блоки".
     


№ 10(376) Март 2003 г. "PCWEEK"
на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  обучение  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2023