Тематический обзор: системы электронных закупок АС-МТС компании "Интертех": полный цикл управления закупками
Влад Боркус
КЛЮЧЕВЫМИ СВОЙСТВАМИ системы АС-МТС, которую предлагает московская компания НЦИТ
"Интертех", являются поддержка всего цикла документооборота, связанного с закупками (начиная от
заявочной кампании и заканчивая выставлением счетов), и сквозная интеграция с бэк-офисными системами.
В этом смысле ее аналогами можно назвать закупочные модули систем SAP и Oracle.
Система позволяет совместить инструменты Интернет-закупки с корпоративными регламентами и нормами
гражданского законодательства, а также автоматизирует рутинные операции, ограничивая при этом
действия персонала рамками служебных полномочий, но внутри этих рамок давая ему полную свободу для
принятия решений.
Первоначально АС-МТС разрабатывалась для нефтяных компаний (в ней учтена вся специфика рынка
нефтегазопромыслового оборудования и материалов), но сейчас она позиционируется как решение для
более широкого класса промышленных предприятий. Кроме того, недавно вышла специализированная
версия и для государства — автоматизированная система обеспечения госзакупок (АС-ОГЗ). Иначе говоря,
на базе одной платформы создано два отраслевых решения. Они похожи между собой по набору функций,
основная же разница состоит в терминологии и сценариях работы. АС-МТС опробована в нескольких
нефтяных компаниях: "ЮКОС ЭП" (добывающая структура НК "ЮКОС"), "ЮКОС РМ" (подразделение
переработки) и НК "Сибнефть".
Принципы работы системы
В АС-МТС, ядро которой включает подсистему управления документами, основным понятием является
электронный документ. Работа с данными ведется через браузер: для каждой роли, играемой пользователем
в бизнес-процессе, динамически формируется свое автоматизированное рабочее место, с него в
соответствии с правами доступа можно вести различные операции - создавать, корректировать, дополнять,
подписывать документы (в том числе с использованием ЭЦП), отзывать подпись (если бизнес-процесс это
позволяет), присоединять сопроводительные документы из файловой системы (образы договоров, специ-
фикации) и т. п.
Рис. 1 Архитектура АС-МТС
Документ предоставляется человеку в виде, удобном для прочтения. В верхней части экрана показываются
рабочие поля, а внизу — подписи и их значения ("утверждаю", "согласовано" и пр.). Все действия
пользователя протоколируются. Можно посмотреть, кто и когда создал документ, кто какие изменения внес,
как менялся статус документа.
Типовая схема работы с системой выглядит следующим образом: подразделения и дочерние структуры
высылают заявки на товары с указанием дат, когда они им потребуются. Эти заявки
консолидируются внутри системы в единый заказ и распределяются по группам закупки (скажем, насосы
покупает одна структура, а автомобили — другая), которые в дальнейшем реализуют разные закупочные
сценарии. Одни товары могут быть выставлены на конкурс, другие - приобретены непосредственно по
выбору поставщика (скажем, монопольные виды продукции - по ним нет
смысла проводить конкурс), третьи - через каталог или "обратный" аукцион (т. е. аукцион на понижение).
"Подобная автоматизация рутинных операций экономит массу времени и сил, - считает Дмитрий Гулько,
президент НЦИТ "Интертех". — Зачастую заявки с мест поступают в произвольной форме, но внутри
компании они должны быть привязаны к единому классификатору, являющемуся остовом, на который
нанизывается вся информация. "Интертех" предлагает свой отраслевой классификатор. Однако многие НК
имеют собственные классификаторы, и АС-МТС позволяет встраивать их, установив между ними
отношения".
Другая часто встающая проблема — это оценка качества предложения, поступившего от поставщика.
"По мнению многих закупщиков цена не является ни единственным, ни основным критерием, —
продолжает рассказывать Дмитрий Гулько. — Поэтому в системе предусмотрены алгоритмы балльной,
многокритериальной оценки поставщиков по накопленной в системе фактографической информации. Блок
"Выбор поставщиков с учетом многокритериальной оценки" позволяет формировать на каждый конкурс два
набора критериев: первый определяет квалификацию самого поставщика как организации, а второй служит
для оценки собственно оферты (цена, сроки поставки, гарантия, качество). АС-МТС помогает выявлять
неблагонадежных поставщиков, вести статистику их поставок, участия в конкурсах".
Есть и еще один важный момент — возможность взаимодействия с торговой площадкой "Инмарсис". АС-
МТС может использовать ее как внешний каталог, механизм привлечения новых поставщиков для работы в
системе, размещения объявлений о проведении закупок. Обеспечивает "ИНМАРСИС" и единство от-
раслевого информационного пространства. Разные НК могут использовать его в качестве шлюза-
коммутатора для обмена информацией об опыте работы с теми или иными поставщиками и т. п.
Архитектура
АС-МТС состоит из ряда модулей, отвечающих за сбор заявок, их консолидацию, выбор поставщика,
согласование заказов, контроль исполнения поставок, связи с поставщиком, формирование отчетов и пр.
Одни из них относятся к фронт-офисной, а другие — к бэк-офисной составляющей.
Важной частью АС-МТС является блок связи с поставщиками. Зайдя через него в систему, авторизованные
компанией поставщики могут узнать о проводимых конкурсах, подать в систему оферты, согласовать
заказы, заверить акты сверки, представить информацию об отгрузках. С его помощью производится
рассылка уведомлений и типовой документации о конкурсах (по e-mail и факсу), публикуются объявления
на торговой площадке и на сайтах поставщиков. Этот блок принципиально разнесен с системой и, как
правило, базируется на отдельном сервере, чтобы обеспечить политику безопасности.
Со стороны бэк-офиса АС-МТС может интегрироваться с ERP-системами. Например, в компании
"Сибнефть" развернута SAP R/3, из которой АС-МТС получает заявки и сопроводительную информацию,
такую, как справочники. По окончании обработки заявок и согласования договора с поставщиком в R/3
возвращается заказ на поставку. В "ЮКОС ЭП" была проведена интеграция (посредством
специализированного модуля импорта-экспорта) с системой сбора заявок и складов, разработанной силами
самой НК.
Есть серьезный блок администрирования системы, который позволяет в дружественном интерфейсе
настраивать ее на реальные бизнес-процессы компании. "Первичную настройку бизнес-процессов в системе
делают специалисты "Интертех", — пояснил Гулько. — Затем заказчик может сам ее поддерживать:
изменился ли регламент, пришел ли в фирму другой сотрудник или его уполномочили на какую-то работу
— ему открывается доступ к конкретным функциям. Блок администрирования позволяет целенаправленно
настроить права доступа любого пользователя — на просмотр, корректировку, удаление, изменение,
добавление вплоть до каждого поля документа. Можно, например, сделать так, что инженер МТО увидит
заявку, но исправить цифры бюджета не сможет, зато будет иметь право добавлять новые позиции".
В этом году "Интертех" планирует разработать новый модуль топ-мониторинга, который будет показывать
руководству ключевые показатели (Key Performance Indicator) работы МТО.
Версия для госзакупок
"Одна из задач при построении версии для госструктур — добиться соответствия требованиям нормативной
базы. В связи с этим мы активно сотрудничаем с институтом госзакупок Высшей школы экономики.
Прототип нашей системы мы включаем в учебный план будущих пользователей, — говорит Дмитрий
Гулько. — Одновременно мы будем черпать от них предложения о ее развитии. Система в принципе хорошо
настраивается. Когда мы ее поставляем, мы пристыковываем к ней вспомогательные сервисы,
классификатор продукции, справочник цен. С госзакупками все то же самое, но степеней свободы меньше,
так как они более регламентированы в нормативном плане. И схема выглядит иначе, хотя по сути
используются те же функциональные блоки".
№ 10(376) Март 2003 г. "PCWEEK"
|