Опыт Москвы в сфере электронных закупок
пригодится и в регионах
И. Клепцов
генеральный директор "НЦИТ "Интертех"
В интервью CNews Игорь Клепцов, генеральный
директор "НЦИТ "Интертех"" говорит о том, с какими проблемами сталкиваются
органы власти регионального и муниципального уровней при внедрении комплексных ИТ-
решений в целом, и в сфере электронных закупок в частности, и делится опытом о путях
преодоления этих проблем.
CNews: Как вы оцениваете динамику внедрения информационных технологий в
органах власти регионального и муниципального уровней в течение последних лет?
Произошло ли смещение акцента с закупки оборудования и программного
обеспечения, автоматизирующего отдельные функции организации, к приобретению
комплексных решений, способствующих решению задач государственного
управления?
Игорь Клепцов: В целом мы оцениваем динамику внедрения информационных
технологий положительно. В отличие от "всеобщей компьютеризации" и "лоскутной
автоматизации" в последние годы мы наблюдаем продуманное внедрение решений,
направленных на повышение эффективности государственного управления, повышение
эффективности планирования и расходования государственных средств.
CNews: Информатизация органов государственной власти происходит
неравномерно: наряду с технически оснащенными ведомствами, такими как
Федеральное Казначейство, Федеральная таможенная служба и др. и технологически
развитыми регионами (Москва, Ханты-мансийский АО, Московская область,
Санкт-Петербург и ряд других) существуют ведомства и регионы, которых
информатизации практически не коснулась. С чем, на ваш взгляд, связана такая
ситуация?
Игорь Клепцов: Причин несколько: во-первых, информатизация - высокобюджетная
задача, для ее решения администрации необходимо иметь стратегический и тактический
планы, четко представлять себе перечень задач, решение которых на базе информатизации
даст понятный экономический эффект. Разработка таких планов по силам команде
специалистов-профессионалов в сфере ИТ и управленцев под обязательным руководством
главы соответствующего региона или отрасли.
Другая сторона - финансовая. Да, Москва и Санкт-Петербург могут позволить себе
больше, чем ряд других регионов. Однако если есть понимание глобальной цели и все
затраты спланированы, остается лишь добиваться исполнения поставленных задач, т.е.
изыскивать средства и привлекать другие ресурсы. Добавлю, что ряд регионов и отраслей
получил финансовые вливания в сферу своей информатизации благодаря программе
"Электронная Россия" и благодаря тому, что они были выбраны полигонами для
внедрения. Некоторые регионы и отрасли в этой ситуации, естественно, пока остались в
стороне.
CNews: Какова, на ваш взгляд, ситуация с уровнем информатизации в
государственных структурах московского правительства? Как вы могли бы оценить
вклад ГЦП "Электронная Москва" в развитие использования информационных
технологий в государственном управлении Москвы?
Игорь Клепцов: На наш взгляд, этот вклад трудно переоценить. В программе
"Электронная Москва" расставлены необходимые для города приоритеты, определены
последовательность и объемы внедрения важнейших задач, назначены ответственные
организации. Разработка и принятие самой программы явились логическим следствием
возникшей в госструктурах Москвы острой необходимости в кардинальном повышении
эффективности решения ряда основных задач, прописанных в действующем
законодательстве. Характерным примером служит, например, задача регистрации закупок,
произведенных в рамках городского государственного заказа.
CNews: При внедрении комплексных решений в госструктурах, имеющих
распределенную региональную сеть, необходимо объединить разрозненные
информационные ресурсы в единое целое и предусмотреть возможность
последующей интеграции с системами других организаций. В этой ситуации
особенно остро встает проблема формирования единых справочников и
классификаторов. Тем не менее, отсутствие единых стандартов в этой области
создает дополнительные трудности. Приходилось ли вашей компании соприкасаться
с подобной проблемой? Как вы видите пути её решения?
Игорь Клепцов: В течение последних лет компания "Интертех" является лидером на
российском рынке в области создания систем нормативно-справочной информации (НСИ)
для промышленных холдингов и государственных структур. Среди основных направлений
услуг НЦИТ "Интертех" - создание и развитие единых систем НСИ, интеграция
разноплатформенных приложений, действующих в подразделениях и филиалах, в единое
информационно-управленческое пространство, реализация комплексной информационной
инфраструктуры предприятия. В связи с этим нам хорошо известны проблемы как с
ключевым справочником материалов, продукции и услуг, так и со справочниками
производственного контура, финансового контура и контура управления персоналом,
проблемы получения консолидированной отчетности, проведения централизованного
сбора потребностей заявочной кампании и учета.
Дополнительные сложности возникают и из-за того, что Федеральная система
каталогизации продукции находится еще в состоянии становления и развития.
Необходимо еще разработать ряд нормативных документов, постоянно координировать
деятельность центров каталогизации, взаимодействовать с зарубежными национальными
центрами каталогизации. Поэтому в настоящее время проблема формирования единых
справочников и классификаторов при внедрении комплексных решений ложится в
основном на сами предприятия и организации. Компания "Интертех" в течение ряда лет
внедряет эффективные решения этой проблемы в крупнейших организациях.
CNews: С 01 января 2006 года вступил в действие Федеральный закон N 94-ФЗ,
обязавший органы государственной власти размещать информацию о закупках на
специализированном сайте. Каковы, на ваш взгляд, первые результаты реализации
этого закона? Какие новые возможности получили компании в связи с началом его
действия?
Игорь Клепцов: Еще до принятия упомянутого закона государственные заказчики
обязаны были размещать информацию о планируемых закупках путем проведения
открытых конкурсов в уполномоченных печатных изданиях, распространяемых в
основном по подписке. Для значительной части компаний доступ к этой информации был
либо затруднен, либо информация об объявленных торгах доходила до них с большим
опозданием.
Требование размещать извещения о торгах, в том числе и на специализированном сайте,
дает компаниям, потенциальным поставщикам продукции, товаров, работ или услуг
практически неограниченные возможности для участия в процессе размещения
государственного заказа по профилю своей продукции независимо от местонахождения. В
настоящее время государственный заказчик не может закупить продукцию путем
проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, не опубликовав предварительно
извещение в печати и на сайте в открытом доступе.
CNews: Какие решения для повышения эффективности госзакупок предлагает ваша
компания? Какова динамика внедрения электронных систем планирования,
размещения и заключения государственных контрактов? Могли бы вы подробнее
рассказать о наиболее интересных проектах в этой области?
Игорь Клепцов: Для повышения эффективности госзакупок недостаточно разработать и
установить программное обеспечение, необходимо внедрять комплексные решения: это и
оптимизированная законодательно-нормативная база, и организационные мероприятия, и
постоянная работа с персоналом при внедрении, и техническая поддержка.
"НЦИТ "Интертех"" внедряет электронные системы госзакупок с 2000 года, реализуя
полный цикл государственного заказа, решая задачи на этапе планирования (сбора
потребностей и консолидации), на этапе размещения (регистрация и автоматизированная
поддержка проведения всех видов закупочных процедур) и на этапе его исполнения
(заключение и регистрация государственных контрактов, финансовый и фактический
контроль их исполнения). Кроме того, разработаны блоки аналитики и интеграции с
разнородными смежными информационными системами.
Примерами подобных проектов являются следующие разработки нашей компании:
Автоматизированная информационная система Управления бюджетного планирования
городского заказа Комплекса социальной сферы АИС УБП ГЗ КСС - основной задачей
здесь была разработка Реестра государственных контрактов; Автоматизированная система
Управления городского заказа Комплекса городского хозяйства АС ОГЗ КГХ - здесь
главная задача была реализовать процедуры планирования и размещения городского
заказа. И, конечно, наиболее крупный проект и наиболее интересный и для города, и для
нашей компании - это Автоматизированная информационная система Единого Реестра
контрактов и торгов Москвы.
CNews: Компания "Интертех" также известна как разработчик электронной
торговой площадки по нефтегазовому оборудованию ЭТП ИНМАРСИС, которая
стала доступна для пользователей в 1999 году. В настоящее время эта торговая
площадка используется для оказания услуг Москве путем проведения открытых
аукционов в электронной форме. Каких результатов удалось достичь таким
образом?
Игорь Клепцов: "НЦИТ "Интертех"" в 2006 году выиграл конкурс, объявленный
Департаментом по конкурентной политике города Москвы и получил статус
Специализированной организации города Москвы по проведению аукционов в
электронной форме.
ЭТП "Инмарсис"" - крупнейшая в России информационно-маркетинговая система с
функциями электронной торговой площадки. В ИНМАРСИС зарегистрировано более
17.500 пользователей и более 2.000.000 товаров и услуг. Система "Инмарсис" отмечена
наградами и официальными рекомендациями государственных и общественных
институтов.
В настоящее время "ЭТП "Инмарсис"" приведена в соответствие с требованиями
Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд" и Постановления Правительства Москвы № 386-пп от 13 июня 2006 года "О ходе
развития системы размещения государственного заказа города Москвы" и позволяет
отрабатывать все этапы подготовки, проведения и подведения итогов торгов (аукционов).
Сейчас действующее законодательство предусматривает проведение электронных
аукционов для государственных заказов на сумму до 500 тысяч рублей. Такой вид
размещения является простейшим способом установить цену на товар и применяется для
закупок оперативного характера. Электронные аукционы позволяют привлечь большее
количество участников размещения государственного заказа, расширяют географию,
обеспечивают равные права поставщикам товаров, работ и услуг. Так, в результате первых
проведенных аукционов достигнута значительная экономия средства бюджета города,
ускорены процесса предложения цены и выбора наилучшего поставщика.
CNews: В прошлом году в Москве было проведено более 42 тыс. конкурсов на
размещение государственного заказа, что в три с половиной раза больше, чем год
назад, во многом благодаря единой информационной системе регистрации
контрактов и торгов АИС ЕРКТ. Какое число государственных заказчиков
пользуются услугами АИС ЕРКТ? Как вы оцениваете вклад специализированного
московского портала государственных закупок в повышение их эффективности?
Каков эффект от расширения его функционала?
Игорь Клепцов: В настоящее время все госзаказчики Москвы работают в системе АИС
ЕРКТ, которая создавалась при непосредственном участии нашей компании. Можно даже
сказать, что сегодня без данной системы абсолютно невозможно провести процедуры
размещения госзаказа, а также произвести оплаты за поставленную продукцию,
выполненные работы или оказанные услуги, не зарегистрировав соответствующие
документы в установленном порядке. Сейчас в системе работают уже около 3000
пользователей - это работники органов государственного управления или
специализированных организаций. А московский портал госзакупок обеспечил полную
прозрачность всех процедур, здесь, в соответствии с требованиями законодательства,
нетрудно найти любую информацию о планируемых и проведенных закупках.
CNews: У Москвы появилась возможность готовить и проводить электронные
аукционы - когда, на ваш взгляд, может быть проведен первый такой аукцион и
когда этот механизм госзакупок может стать нормой для столицы?
Игорь Клепцов: Электронные аукционы в Москве проводятся с 2006 года,
"попробовали" и убедились в его высокой эффективности первые 8 государственных
заказчика столицы, включая и Тендерный комитет. Постепенно на этот вид размещения
государственного заказа переходят и другие заказчики. Интерес к нему еще повысится,
если будут приняты поправки к 94-ФЗ, позволяющие проводить электронные аукционы на
сумму до 1000000 рублей, если госзаказчики сами убедятся в эффективности и простоте
процедур, а также при утверждении Перечня закупок, рекомендованных к размещению
этим способом.
CNews: Правительство Москвы предложило Минэкономразвития РФ применить
столичный опыт госзакупок в регионах. Каковы, на ваш взгляд, перспективы
реализации этого предложения? К каким положительным эффектам это может
привести для субъектов Федерации?
Игорь Клепцов: По нашему мнению, опыт Москвы в вопросах разработки и внедрения
эффективного и "прозрачного" механизма госзакупок трудно переоценить. Путь был
непростой, но он успешно пройден. Разработана комплексная система, включающая, как я
уже говорил, и законодательно-нормативные аспекты, и организационные, и программно-
технические решения, и пр. Если МЭРТ РФ рекомендует субъектам Федерации
использовать этот опыт, можно было бы избежать многих типичных ошибок и проблем,
минимизировать затраты и сразу приступать непосредственно к работе. Об этом много
говорилось на завершившейся недавно выставке Госзаказ 2007, активным участником
которой был и "НЦИТ "Интертех"".
Июнь 2007 г. "CNews"
|