Зона высокого риска: мотивы, подходы, оценка результата.
Георгий Минасян
Директор по консалтингу компании НЦИТ «ИНТЕРТЕХ»
Комментарии к статье о реинжиниринге бизнес-процессов в журнале «CIO – руководитель информационной службы».
Для большинства российских компаний задача повышения своих конкурентных преимуществ
в современных условиях ведения бизнеса является одной из злободневных задач.
С учетом сегодняшней динамичности окружающей среды, они вынуждены
регулярно переосмысливать бизнес-процессы своей деятельности: производственной,
финансовой, социальной и пр. Таким образом, крупные компании начинают испытывать потребность
в проведении активных действий по преобразованиям бизнес-процессов,
осуществлению оргструктурных изменений и по предотвращению возможных кризисных явлений.
Информационные технологии становятся «активными участниками» подобных действий,
так как значение информационной составляющей в управленческой и производственной деятельности компаний
постоянно возрастает, причем в ИТ-архитектуре должны «чутко» отображаться все изменения бизнес-архитектуры.
Многие из проектов, выполняемых в настоящее время НЦИТ «ИНТЕРТЕХ»,
можно отнести к проектам развития и интеграции информационных ресурсов крупных компаний
на базе программных платформ различных вендоров.
По нашим наблюдениям основными побудительными мотивами для проведения реинжиниринга (в той или иной степени)
бизнес-процессов у наших клиентов являются радикальные структурные преобразования
и/или внедрение ERP-систем с широкой функциональностью.
Если задача реинжиниринга бизнес-процессов уже назрела в компании,
то ее реализация может запуститься в некоторых случаях инициативно, например,
при появлении в составе высшего руководства нового лица, имеющего успешный опыт подобных преобразований
или придерживающегося западных подходов менеджмента. Ужесточения нормативных требований к ведению бизнеса
(экологических, по информационной безопасности, корпоративной отчетности и пр.) не приводят,
на наш взгляд, к необходимости значительных изменений бизнес-процессов и носят обычно локальный характер.
Многие из внедряемых «ИНТЕРТЕХ» проектов имеют своей основной целью консолидацию
в единую ИТ-среду крупных компаний ее основных информационных ресурсов,
представляющих собой базу для поддержки, как стратегического планирования,
так и операционной деятельности. В качестве примера преобразования корпоративных бизнес-процессов
можно рассмотреть предлагаемые нами типовые решения по Единой системе ведения нормативно-справочной информации (НСИ)
в гетерогенной информационной среде крупной компании.
На начальном шаге проекта проводится детальный анализ функционирования выбранных бизнес-процессов,
определяются «узкие» места, приводящие к низкому качеству НСИ, а, следовательно,
наличию информационного «мусора» в корпоративной отчетности.
В результате реализации проекта вся система ведения НСИ в компании уже строится по новому принципу.
Производится диверсификация бизнес-процессов и рационализация связей между участниками этих процессов –
четко разграничиваются сферы компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению
(создается специализированная служба), полностью автоматизируются процедуры распространения обновлений
справочников НСИ (используются промышленные интеграционные платформы), работа выполняется именно в том месте,
где это наиболее целесообразно (пользователи прикладных систем освобождаются от рутинных операций) и пр.
И, наконец, часто задаваемый вопрос, касательно реинжиниринговых проектов –
«каким образом можно оценить результаты таких проектов». Вряд ли существует на него однозначный ответ.
Ясно одно, что результаты реинжиниринга бизнес-процессов могут затронуть многих сотрудников компании,
одним придется изменить характер работы, другие могут ее потерять, третьим нужно будет переучиваться и т.д.
Поэтому немаловажным фактором успеха является достижение, конечно, основной цели проекта –
улучшения ключевых бизнес-показателей, а также удовлетворенность (по разным причинам) результатами преобразований
большинства сотрудников компании, причем находящихся на разных уровнях организационной иерархии – высшего,
среднего и младшего менеджмента, рядовых сотрудников.
Полную версию статьи «Зона высокого риска» читайте в журнале CIO №11 (78), ноябрь 2008 г.
|