ИНТЕРТЕХ - построение и ведение систем нормативно-справочной информации (НСИ)
Поиск по сайту Обратная связь Главная > пресса > Интеграционные аспекты единых систем НСИ
 История
 Принципы
 Партнеры
 Заказчики
 Рейтинги
 Пресса
 Лицензии и
сертификаты
09.09.20
ИНТЕРТЕХ подтвердил сертификацию Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья по ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Подробнее
12.04.20
ИНТЕРТЕХ запустил сайт новой версии ОНТОЛОГИК 5.0
Подробнее
13.03.20
10 лет Сертификации ИНТЕРТЕХ по международному стандарту ISO 8000 «Master Data Quality»
Подробнее
20.02.20
ИНТЕРТЕХ внедрил в ПАО «Транснефть» первую очередь (пилотное решение) Корпоративного хранилища производственных данных
Подробнее
07.02.20
ИНТЕРТЕХ в 2020 году отметил 20-летие Партнерства с SAP SE
Подробнее
 Архив новостей
Пресса
Интеграционные аспекты единых систем НСИ

Георгий Минасян,
директор по консалтингу компании НЦИТ «ИНТЕРТЕХ»

Интегрированный взгляд на корпоративные данные

Обеспечение качества и согласованности корпоративных данных, хранимых и обрабатываемых в различных информационных системах, является сегодня одной из актуальных задач ИТ-подразделений многих компаний. Для крупных холдинговых структур и госкорпораций, с учетом гетерогенности их ИТ-ландшафта и огромного объема хранимой и обрабатываемой информации, эта, по сути, интеграционная задача переходит в разряд стратегических. Поэтому в основных направлениях ИТ-стратегии часто отдельной строкой выделяются вопросы создания и развития единого информационного пространства, обеспечивающего интеграцию людей, данных и приложений.

В рамках темы этой статьи будем акцентировать внимание на одной из составляющих единого информационного пространства — интеграции на уровне данных, под которой обычно подразумевается обмен структурированными данными между прикладными системами через сервисные шины. Структурированные корпоративные данные можно разделить условно на нормативно-справочную информацию (НСИ или мастер-данные), оперативные данные, формируемые в транзакционных системах, и исторические, более востребованные в процессах бизнес-аналитики. Учитывая, что интеграционные проекты во многих крупных компаниях начинаются с проекта построения Единой системы НСИ (как своего рода фундамента), далее сосредоточимся на рассмотрении задач, связанных с реализацией именно таких проектов.

Побудительные мотивы проектов по НСИ

Известно, что от качества и надежности НСИ напрямую зависит и качество собственно управленческой информации. Справочные данные (описания материалов, услуг, основных средств, поставщиков, клиентов, организационной структуры, статей бюджета, планов счетов, мест возникновения затрат и пр.) являются, по сути, информационным ядром системы управления компанией. От неактуальности, противоречивости или неполноты информации в справочниках НСИ «болит голова» (по разным причинам) у большинства сотрудников компании, являющихся пользователями информационных систем.

Руководство компаний начинает задумываться о сокращении потерь, связанных с использованием некачественной нормативно-справочной информации (включая достаточно серьезные проблемы с формированием консолидированной отчетности), путем кардинального «наведения порядка». В этой связи любопытно, что, хотя основными пользователями справочников НСИ являются бизнес-подразделения и различные функциональные службы компаний, инициаторами проектов создания Единых систем НСИ часто выступают ИТ-подразделения.

Непростой круг задач

Проекты создания Единых систем НСИ, как и другие интеграционные проекты, относятся к категории сложных и ресурсоемких. Необходимо отметить, что эти системы собственно предназначены для предоставления необходимого сервиса по использованию и ведению данных НСИ всем бизнес-приложениям компании и не могут считаться составной частью каких-либо конкретных систем (например, ERP).

Программная поддержка Единой системы НСИ должна охватывать широкий набор функциональных возможностей, включающий:

  • инструменты построения и ведения мощного централизованного хранилища данных НСИ, учитывающего модели мастер-данных в различных информационных системах компании;
  • возможности консолидации данных из различных источников в централизованное хранилище, их связывания (маппинга) и «предварительной очистки» (нормализации);
  • поддержку процедур ввода и модификации записей НСИ (с использованием workflow) с развитыми средствами контроля качества вводимых данных;
  • многофункциональные средства поиска данных в центральном хранилище с удобным представлением результатов поиска;
  • подсистему распространения НСИ с использованием промышленных интеграционных платформ.

Отметим еще несколько немаловажных особенностей этих проектов, вытекающих из разнородности решаемых задач и участия в них узкопрофильных специалистов. Одна часть работ связана с кропотливой и трудоемкой деятельностью, причем трудно автоматизируемой, по нормализации и классификации информации в справочниках, переводимых на централизованное ведение. Другая часть касается разработок методологий структуризации данных и корпоративных регламентов ведения НСИ. Третья — в выборе интеграционной программной платформы и развертывании соответствующей инфраструктуры, включая разработки/настройки адаптеров для интегрируемых бизнес-приложений и т. д.

Компаниям, решившим создать у себя Единую систему НСИ, учитывая указанные выше особенности проекта, целесообразно привлекать к нему внешних консультантов, имеющих соответствующий опыт.

Возможные технические решения

Многие крупные вендоры программных систем выделили особо задачу управления мастер-данными и разработали для нее специализированные решения. Такие решения получили название Master Data Management (MDM) и основаны на ведении централизованного хранилища в рамках интеграционной платформы. Приводим некоторые из наиболее распространенных MDM-решений:

  • SAP Master Data Management;
  • IBM WebSphere Product Center;
  • Oracle Data Hub (Customer DH и Product Information Management DH);
  • Hyperion Master Data Management.

Данные решения обладают всеми необходимыми встроенными компонентами для поддержки Единой системы НСИ и включают в себя мощное хранилище данных, системы управления объектами данных и бизнес-процессами, а также развитые интеграционные возможности. Общую схему обработки справочных данных в MDM-решениях можно представить так, как показано на рисунке.

Основные компоненты предлагаемых на рынке MDM-решений приблизительно одинаковы и включают:

  • корпоративный портал (обеспечивает доступ пользователей по ролевому принципу к функциям системы);
  • репозитарий справочных данных (решает задачи консолидации, гармонизации и централизованного управления мастер-данными);
  • сервисную шину (является фундаментом для интеграции приложений, обеспечивающим сценарии репликации данных и обмен сообщениями между системами);
  • адаптеры (программные средства, реализующие различные протоколы межсистемного обмена данными);
  • прикладные системы-клиенты (различные информационные системы, являющиеся потребителями и поставщиками мастер-данных).

Наши наблюдения по реализованным проектам

В течение последних пяти лет компания «НЦИТ „ИНТЕРТЕХ“» реализовала более сорока проектов в области создания систем нормативно-справочной информации для промышленных холдингов и государственных структур. Наш опыт позволяет сделать определенные выводы и поделиться наблюдениями.

Внедрение технологий MDM в существующую информационную инфраструктуру компаний порождает достаточно много вопросов. Среди них можно назвать организационные трудности, существующую «нестройную» организацию ведения корпоративных данных (включая НСИ), технические сложности, связанные с большим разнообразием эксплуатируемых информационных систем.

Организационные трудности в проекте можно успешно преодолеть, если будут созданы объединенные рабочие группы из представителей бизнес-подразделений, ИТ-специалистов и внешних консультантов. Важно также принять решение о создании специализированной Службы НСИ (если ее не было к моменту старта проекта) и разработать регламенты хранения, актуализации и распространения НСИ.

На начальных этапах проекта необходимо провести детальный анализ функционирования выбранных бизнес-процессов, определить «узкие места», приводящие к низкому качеству НСИ, выработать стандарты по составу и структуре справочников НСИ, переводимых в централизованный репозитарий. Проекты по Единой системе НСИ лучше выполнять пошагово, минимизируя риски. Так всегда легче обойти трудности, связанные, например, с трудно поддающимися интеграции унаследованными прикладными системами.

Многие крупные компании рассматривают сейчас развитие ИТ-поддержки своего бизнеса с использованием концепции сервисно-ориентированной архитектуры (СОА). Принципы, заложенные в технологии централизованного ведения НСИ, близки к концепции СОА, и внедрение Единой системы НСИ можно рассматривать как начальный шаг по унификации корпоративных сервисов.


Источник: журнал CIO №12 (79), декабрь 2008 г.

на главную  |  о компании  |  решения  |  проекты  |  учебные семинары  |  вакансии  |  контакты © ИНТЕРТЕХ Москва 2021