КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ. Как избежать типовых ошибок при построении корпоративных
и отраслевых систем нормативно-справочной информации
ДМИТРИЙ ГУЛЬКО
к.т.н., президент НЦИТ "Интертех"
Историческое наследие автоматизации в крупных
компаниях и холдингах в подавляющем большинстве случаев плачевно: отдельные
системы и "системки" работают на разных программных платформах и используют
разные локальные справочники, никак не связанные между собой, что препятствует информационному обмену и консолидации данных. Многие специалисты
склонны в этой ситуации употреблять такие метафоры, как "лоскутная
автоматизация" и "информационный зоопарк". Ключевым решением проблемы является
создание единой системы нормативно-справочной информации (НСИ), стандартизующей
и унифицирующей все информационные потоки внутри компании. В предлагаемой
вашему вниманию статье своим опытом делится президент НЦИТ ИНТЕРТЕХ Дмитрий Гулько.
Ошибка 1.
Проблема стандартизации и централизованного ведения НСИ искусственна и
придумана программистами наподобие проблемы 2000".
Недооценка значимости централизованной системы НСИ, выстраиваемой при внедрении АСУ (ERP-системы), уже привела к печальным последствиям:
средний и высший менеджмент корпораций и холдингов буквально хватается за
голову от невозможности осуществлять оперативный контроль и мониторинг текущей
деятельности своих предприятий и получать консолидированную отчетность (в
частности, по складским остаткам), а также от крайне неэффективной работы
систем планирования (всем известны сложности при проведении заявочной кампании
при планировании материально-технического снабжения). Проблема действительно
чрезвычайно важна для всех крупных компаний и государственных структур,
прошедших первую фазу внедрения ERP. Здесь все чаще задаются вопросом: "Почему
наша система не работает или работает только в рамках узких частных задач?". А
ведь средства в создание и внедрение автоматизированных систем вложены немалые.
И тем не менее даже в компаниях, внедривших такие серьезные системы, как SAP
R/3, нередко используется лишь мизерная доля их возможностей.
Именно централизованное ведение системы НСИ,
подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой,
позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность
всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. А следовательно,
иметь эффективно работающую ERP-систему,
решающую реальные производственные задачи. Отрадно, что уже в нынешнем году несколько крупнейших флагманских
промышленных компаний начали свою ИТ-консалтинговую программу с внедрения централизованной
системы НСИ, среди них - компании ТНК-BP, АК
"Сибур", ОАО "Газпром".
В качестве примера, иллюстрирующего важность описываемой проблематики не только
для корпоративного, но и для государственного сектора, приведем информацию о
системе каталогизации предметов снабжения НАТО (NCS). Она была создана в 1956 г. на основе системы
каталогизации, принятой в США, в свою очередь разработанной по указанию
президента Рузвельта, который поставил задачу разобраться с причинами проблем
поставки запчастей на фронт. В результате проведенных исследований в 1949-м
американцы пришли к выводу, что запасные части в войска отправлялись в
количестве, в несколько раз превышающем потребность в них. При этом запчастей
по-прежнему не хватало из-за того, что на складах скапливались одни и те же
изделия, но обозначенные по-разному и носившие разные названия. В итоге
президент США издал директиву о создании единой федеральной системы
каталогизации предметов снабжения для государственных нужд и в первую очередь
для нужд обороны и безопасности. В 1952 г. в США был принят закон о
каталогизации*. Первоначальные
затраты на эту работу(1948-1960 гг.) составили около 5 млрд. долл. В ней
приняло участие около 4400 кадровых офицеров и 35 000 привлеченных сотрудников.
США за
последние двадцать лет в рамках системы каталогизации ежегодно вкладывали от 2
до 4 млрд. долл. только на реализацию программ стандартизации с использованием
модульных структур (аналогов продукции), позволяющих сократить номенклатуру
предметов снабжения Минобороны США приблизительно в три раза** .Вообще процесс
создания справочников, классификаторов и каталогов - дело дорогостоящее. К
примеру, каталогизация одного предмета снабжения по мировым ценам обходится в
сумму от 10 до 40 долл. При этом современный истребитель включает в себя почти
30 тыс. предметов снабжения. Самостоятельно проведенная каталогизация в России
будет в несколько раз дешевле. По опыту
автора, расходы на создание и классификацию одной записи в справочнике
материалов в наших условиях близки к 2-5 долл., в зависимости от степени
полноты описаний.
Ошибка
2. "Существуют государственные стандартные системы классификации продукции и
видов деятельности - ОКП, ОКВЭД, ОКДП, ТН ВЭД, ЕКПС. Их и надо использовать.
К сожалению, это
часто встречающееся утверждение - чистой воды утопия. Каждый из данных
классификаторов имеет свое специализированное назначение и не пригоден для использования в
чистом виде в отраслевых или корпоративных системах. Помимо
специализации другой их важной особенностью является то, что они содержат
информацию только на верхних, достаточно общих уровнях описания (пример из ОКП:
последний уровень описания- автобусы междугородные) и степень их детализации не
позволяет однозначно классифицировать и кодировать конкретно выпускаемую
продукцию.
Общая ситуация с
государственными классификаторами выглядит следующим образом. Постановлением
Правительства Российской Федерации № 1212 от 1 ноября 1999 г. в целях
реализации государственной политики в области развития единой системы
классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
установлен перечень из 31 общероссийского классификатора. Наиболее важными для
систем НСИ являются Общероссийский классификатор видов экономической
деятельности (ОКВЭД), Общероссийский классификатор продукции (ОКП),
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и
услуг (ОКДП). Примечательно то, что
принятый в конце 2002 г. федеральный закон РФ
"О техническом регулировании" указывает на фактическую необязательность
использования национальных стандартов и общероссийских классификаторов на
уровне компаний. И, наконец, самое интересное: постановлением
Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 "Об общероссийских классификаторах
технико-экономической и социальной информации в социально-экономической
области" упомянутое выше постановление № 1212 признано утратившим силу.
Теперь приведем
краткие характеристики упомянутых справочников-классификаторов.
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) введен в 1994 г. Есть мнение, что
ОКП перестанет существовать после вхождения России в ВТО. В этом классификаторе
более-менее полно отражены группировки продукции, выпускаемой отечественными
производителями, но он не гармонизирован с международными классификациями и не
содержит в своем составе работ и услуг. Кроме того, в ОКП не обеспечен уровень
детализации описаний продукции, пригодный для ее однозначного кодирования.
Таким образом, ОКП невозможно использовать как готовый продукт - можно лишь на
его базе, достраивая нижние уровни группировок, создавать свой
классификатор-справочник продукции.
Общероссийский классификатор видов экономической
деятельности, продукции и услуг (ОКДП). В
части, касающейся классификации видов экономической деятельности, в 2001 г.
заменен новым стандартом - ОКВЭД. Объектом классификации ОКДП являются виды
экономической деятельности, осуществляемые в различных сферах экономики, а
также продукция и услуги как результат этой
деятельности.
Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). С 1
января 2003 г. классификация видов экономической деятельности в соответствии с
постановлением Госстандарта № 454-ст производится с помощью ОКВЭД - взамен
Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и частей I и
IV ОКДП. Он построен на основе гармонизации со Статистической классификацией
видов экономической деятельности в европейском экономическом сообществе (NACE
Rev.1). В нем использованы иерархический метод классификации и последовательный
метод кодирования. Основной недостаток
ОКВЭД тот же: не обеспечена необходимая детализация описаний продукции.
Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД). ТН ВЭД
используется для определения ставок пошлин, НДС, акцизов и т. п. товарной
номенклатуры при проведении внешнеэкономической деятельности. Основной
пользователь - таможенные органы и декларанты импортно-экспортных операций. ТН
ВЭД России основана на международной Гармонизированной системе описания и
кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности
СНГ. Таможенные органы России осуществляют ее ведение (этим занимается
специальная комиссия), отслеживают изменения и дополнения и приводят ТН ВЭД в
соответствие с международной основой.
Федеральная система каталогизации продукции для
федеральных государственных нужд (ФСКП) и Единый кодификатор предметов снабжения (ЕКПС). За основу построения ФСКП и ЕКПС взята система
каталогизации и кодификации предметов снабжения НАТО. Основными документами,
регламентирующими ее создание, являются постановления Правительства Российской
Федерации от 11 января 2000 г. "О
федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных
нужд" и от 2 июня 2001 г. "О создании и
введении в действие федерального каталога продукции для федеральных
государственных нужд". Разработку разделов федерального каталога продукции
должны осуществлять центры каталогизации, назначаемые соответствующими
федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время в качестве
центров каталогизации назначены: Минобороны, Минатом, Минздрав, МЧС и МВД
России. Большинство разделов федерального каталога продукции закреплено за
Минобороны - 290 из 338 разделов. Из
этого следует, что ФСКП направлена на создание каталога продукции,
необходимой в основном для поставки вооружения и товаров жизнеобеспечения
деятельности вооруженных сил. Код ЕКПС содержит только четыре знака,
что не позволяет использовать его для классификации конкретных видов продукции.
Ее развитие с данной целью потребует значительных материальных и временных
ресурсов (обычно такие классификаторы разрабатываются в течение двух-пяти лет).
Ошибка 3. Можно использовать
какой-нибудь зарубежный классификатор.
На самом деле это практически невозможно. Они так же,
как и российские государственные классификаторы, в сильной степени
ориентированы на решение специальных прикладных задач и в ряде случаев не
обеспечивают требуемой детализации. Кроме того, по наименованиям продукции они
ориентированы на западный рынок и не учитывают специфики рынка российского.
Упомянем следующие классификаторы, наиболее часто используемые в международной
практике: Международный стандартный отраслевой классификатор видов
экономической деятельности - классификатор ООН ISIC, Международный классификатор основных продуктов CPC, североамериканский классификатор NAICS, закупочный классификатор ЕС CPV (специализация - госзакупки), каталог НАТО NCS (специализация - гособоронзаказ).
Ошибка 4. Можно
приобрести готовые справочники и классификаторы у других компаний аналогичного
профиля деятельности.
На
рынке действительно появляются и предлагаются готовые наполненные
справочники-классификаторы, разработанные другими компаниями, как правило, "под
себя". Это в большинстве своем хорошо и добротно наполненные системы. Однако
следует верно оценить три вопроса: 1) насколько наполнение таких справочников
подходит вам, а не является отражением узкой специфики предприятия-продавца? 2)
какие функциональные возможности заложены в этом справочнике-классификаторе и
удовлетворят ли они ваши потребности?
3) будут ли обеспечены средства оперативной поддержки наполнения этого
справочника и сопровождения пользователей вашей компании? Практика показывает,
что в целом продаваемые сегодня системы дают отрицательные ответы на все три
вопроса.
Ошибка 5.
Проблема решается просто: посадим несколько своих людей, и они быстренько
наполнят нам все необходимые справочники.
По этому пути уже прошли многие. В результате
предприятия сталкиваются с характерными проблемами (на примере справочника
материалов):
·
неоднозначное и
некорректное наименование позиций в справочниках;
·
дублирование записей;
·
отсутствие
разграничения описаний продукции, независимых от маркировки поставщиков, и
полных описаний, содержащих такую маркировку.
Все это создает существенные сложности при решении
конкретных прикладных задач, таких, как:
·
сведение документов
потребности (заявочная кампания и планирование программы МТО),
·
качественная подготовка
лотов для конкурсного отбора
поставщиков и заключения договоров по номенклатуре централизованных поставок,
·
оперативный контроль и
мониторинг ключевых показателей.
Нужна единая современная методология ведения НСИ,
иначе вся информация "поплывет", т. е. по мере увеличения количества данных
система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика
наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно
обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно
четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и
экспертов по ее ведению. Кроме того, без
формальных и ясных методик
сложно готовить новых экспертов, если старых окажется недостаточно или
кто-то уйдет на пенсию либо уволится.
Необходима высокоэффективная современная технология и
система ведения НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с
возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие
пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при
наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.
Ошибка 6. В
качестве программного обеспечения (ПО) для ведения справочников и классификаторов
можно использовать обычные ERP- системы (АСУ).
В обычных ERP-системах средства ведения справочников
и классификаторов фактически сводятся к элементарным операциям с данными -
созданию (добавлению), корректировке и удалению записей целиком или их элементов
(полей). Этого явно недостаточно при ведении таких сложных справочников, как,
например, справочник материалов, содержащий сотни тысяч записей и связанный с
другими справочниками (справочники поставщиков, цен, альтернативных единиц
измерения, содержания драгоценных металлов, размеров спецодежды и средств
индивидуальной защиты и т. д. и т. п.). Подобные справочники (классификаторы)
нуждаются в специализированных средствах ведения, контроля корректности и
отсутствия дублирования данных, а также в специальных средствах и методах
поиска информации. В ряде случаев полезно иметь возможности поиска материалов
не только по наименованию, но и по другим параметрам:
·
по набору свойств и
технических характеристик;
·
по функциональным
иерархиям;
·
на уровне аналогов и взаимозаменяемых
позиций;
·
на уровне запасных,
составных частей и комплектующих к оборудованию
Для ведения НСИ, обеспечения ее целостности и
актуальности необходима удобная технологическая среда, позволяющая коллективу
экспертов-аналитиков вести эффективную работу и имеющая средства обслуживания
запросов пользователей.
Еще одна проблема состоит в том, что в качестве
локальных прикладных систем используются различные платформы с разной структурой справочников, разной
кодировкой и наполнением этих справочников. При этом возникает совсем не
простая дополнительная проблема синхронизации справочников отдельных
предприятий между собой.
Ошибка 7. Классификаторы не нужны, если есть
справочники.
Если в справочнике более 20000 записей, то без
классификатора не обойтись. Классификатор можно воспринимать как иерархическую
надстройку над справочником. Количество уровней иерархии в классификаторе зависит от числа записей в справочнике:
одной классификационной группе нижнего уровня должно соответствовать не более
десяти (в отдельных случаях - до пятидесяти) записей классифицируемого
справочника (например, справочника материалов), иначе поиск и выбор позиций
(записей справочника) по классификатору становится крайне затруднительным.
Принятые в большинстве используемых систем двухуровневые классификационные
группировки объектов (группа - подгруппа) неудобны для больших справочников. В
таких случаях необходимо создавать отдельные классификаторы с учетом
функциональных требований к использованию данного справочника.
Ошибка 8. НСИ -
это просто некая база данных, содержащая справочники и классификаторы.
НСИ - это не просто база данных, а сложно
организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными
справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки
актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и
актуальности информации в системе НСИ гораздо
жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой
информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных
задач зависит от данных НСИ. НСИ является "кровеносной системой" всего
информационного организма компании.
Один из примеров организации сложных развитых систем
НСИ - система "ОК" (разработка НЦИТ "Интертех") на основе методологии
онтологической классификации. В этой системе, внедренной и внедряемой в
крупнейших российских нефтегазовых компаниях - "Татнефть", ТНК-BP, "Сибур" (в двух последних идет внедрение), данные
организованы таким образом, что допускается ведение любого количества связанных
и несвязанных справочников и классификаторов, а также наличие разнообразных
ссылок (ассоциативных и иных) между данными в справочниках и классификаторах.
Принципиально важной является возможность формализации свойств, признаков и
технических характеристик классифицируемой продукции и автоматической генерации
классификационного кода, опирающегося на этот набор объективных свойств
продукции, а не на случайные порядковые номера или заводскую маркировку.
Система ОК предоставляет отдельный
полнофункциональный поисковый сервис для доступа пользователей (АРМ
пользователя), который позволяет преодолеть ограничения локальных ERP-систем. При этом она интегрируется со всеми
распространенными ERP-платформами, обеспечивая
обмен данными и синхронизацию справочников и классификаторов централизованной
системы НСИ с локальными системами, работающими на дочерних предприятиях.
Важнейшей составляющей системы ОК является
возможность организации работы службы НСИ, для чего в системе сделан отдельный
модуль для работы группы экспертов по ведению НСИ (АРМ Эксперта), который позволяет настраивать регламент ведения НСИ,
распределять полномочия экспертов в зависимости от их компетенции, а также
обрабатывать запросы пользователей и выполнять сами операции по ведению
справочников и классификаторов.
Ошибка 9. Сама
по себе система НСИ является вспомогательной и не решает какие-либо прикладные
задачи.
Это не так. При правильной организации справочников и
классификаторов система НСИ помогает решить такие прикладные задачи, как,
например, поиск аналогов и заменяющей продукции, подбор запчастей к
оборудованию, поиск поставщиков заданного вида продукции, ценовой анализ по
видам продукции. Кроме того, качественная система НСИ - залог работоспособности
систем планирования и контроля, финансового учета и отчетности, а также
мониторинга бизнес-процессов компании.
Ошибка 10. Проблема построения системы НСИ -
узковедомственная и должна решаться каждой компанией отдельно.
Стандартизация информации - не узковедомственный вопрос. Это
показала конференция по вопросу Единой классификации промышленной продукции,
состоявшаяся 17 февраля 2004 г. На ней присутствовали представители 200
крупнейших нефтегазовых и промышленных компаний, в том числе: "Газпрома",
"Транснефти", РАО "ЕЭС России", ЮКОСа, "Роснефти", "ЛУКойла", "Сибнефти",
ТНК-ВР, "Татнефти", "Сургутнефтегаза", "Сургутгазпрома", АК "Сибур", ОМЗ,
компании "Силовые машины", ТМК, АЛРОСА, ГАЗ, "Туполев", РСК МИГ и др., и
государственного сектора - министерств, ведомств и организаций (администрация
Президента РФ, аппарат Правительства РФ, Минэкономразвития, Минсвязи,
Минпромнауки, Минобороны, МЧС, МПС, Минатом, ГТК РФ, Госстандарт, ВНИИКИ и
др.). Участниками конференции было отмечено, что в процессе внедрения
автоматизированных информационных систем, систем государственных закупок они
сталкиваются с серьезными техническими и организационными проблемами,
связанными с фактическим отсутствием единого классификатора промышленной
продукции. Многие крупные предприятия пошли по пути создания собственных
классификаторов, что создает сложности в процессах информационной
интеграции таких систем между собой, а
также при поддержке их в актуальном
состоянии. Эти вопросы можно решить только во взаимодействии государства,
промышленных компаний и научно-технического сообщества. Движение в данном
направлении всех участников процесса (в том числе государства) сейчас идет
очень активно. Так, создана рабочая группа, задача которой - консолидировать
усилия заинтересованных компаний и государственных структур, координируя их
работу.
К автору, Дмитрию Гулько,
можно обратиться по адресу: D.Gulko@intertech.ru.
Литература:
*. Егоров
И. Русское оружие будут продавать по стандартам НАТО. "Газета.ru", 14.01.03.
**. Саблин В. Н., Борисов А. И., Марусич М. И. О
направлениях совершенствования работ по стандартизации и унификации РЭС //
Экономика и производство (журнал депонированных рукописей), 2000, № 1.
№ 18(432) Май 2004 г. "PCWEEK"
|