Нефтегазовое оборудование он-лайн
Электронное снабжение - реальность или виртуальность?
Прошло
уже больше года, как заработал "Инмарсис" - первая в России электронная
площадка по торговле оборудованием и материалами для нефтегазового
комплекса. О том, что представляет собой эта система, которой на
сегодняшний день пользуются более 7 тыс. предприятий России и СНГ,
и среди них - все крупнейшие нефтегазовые компании, мы попросили
рассказать одного из ее создателей, президента компании НЦИТ "Интертех",
кандидата технических наук Дмитрия ГУЛЬКО.
-
Вы запустили свой проект в 1999 г., когда о существовании такого
понятия как "электронная торговая площадка" в России еще и не
слышали. Трудно быть первым?
-
Сейчас уже слабо верится, что совсем недавно, всего несколько лет
назад, многие относились к Интернету лишь как к забаве. Когда в
далеком 1996 г. мы запустили свой первый нефтегазовый интернет-проект,
www. oil-equip. ru, нам самим слабо верилось, что он окажется окупаемым,
причем, достаточно быстро. Нефтегазовая отрасль - одна из наиболее
консервативных. Спасибо внешнеэкономическому объединению "Союзнефтеоборудование"
за то, что дало на себе поэкспериментировать. Эксперимент оказался
удачным: было заключено несколько сделок с новыми заказчиками, обратившимися
через интернет-сайт. Можно считать, что тогда и было положено начало
проекта "Инмарсис".
-
А откуда взялось это имя, "Инмарсис"?
-
Изначально перед нами стояла задача построения Интернет-системы
для обеспечения индустриальных предприятий удобным механизмом, позволяющим
заказчикам находить поставщиков, а поставщикам - заказчиков. Имя
получилось путем сокращения названия: "Индустриальная МАРкетинговая
СИСтема". Интересно отметить, что на английском это звучит почти
также - "INdustrial MARketing SYStem".
-
Сейчас на слуху реклама ряда похожих проектов, ориентированных
на нефтегазовую отрасль, металлургию и другие секторы промышленности.
Чем они отличаются от вашей системы?
-
Тем, чем отличается анонсированный проект от реально работающего.
Многие из них, в отличие от нашего, пока еще находятся в стадии
"раскрутки". Кроме того, когда речь идет об аналогиях, важно не
путать термины "электронная торговая площадка" и "информационный
портал". Это совершенно разные вещи. С действующими же системами
у нас есть существенные различия в "начинке", они уступают и по
объему информации, и по количеству предприятий-пользователей. В
системе "Инмарсис" представлены практически все участники рынка
нефтегазового оборудования и материалов, от самых крупных до средних
и мелких. Опыт проведения он-лайн тендеров в "Инмарсисе" уже имеет
целый ряд ведущих нефтегазовых компаний России и СНГ - "Газпром",
"ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Роснефть", ТНК, "Сибнефть", "Славнефть", "Татнефть",
"Башнефть", "Донгаздобыча", "Интанефть", "Ханты-мансийскнефтегазгеология",
ГНКАР, "Актобемунайгаз" и др.
-
Как проводятся в системе торги? Сколько их уже было?
-
Система предоставляет все возможности для оптимальной подготовки
тендера. Предприятия-участники формируют свои предложения (оферты)
с указанием цен и условий поставки непосредственно через систему,
а организатор тендера немедленно видит все пришедшие предложения
в удобной форме таблицы с группировкой по каждой позиции. После
выбора поставщика-победителя организатор имеет возможность объявить
свое решение прямо в системе и поблагодарить остальных участников.
Всего мы провели уже около 100 он-лайновых торгов.
-
Каковы ваши "ассортимент" и информация, получаемая потенциальным
покупателем?
-
В системе "Инмарсис" представлены: нефтегазовое, геологоразведочное
и буровое оборудование; оборудование для добычи и ремонта скважин,
для транспортировки нефти и газа; запчасти, материалы, продукция
химии и нефтехимии; электрооборудование; строительная техника и
материалы; хозяйственно-бытовые изделия и спецодежда; сопутствующие
материалы и многое другое - всего около 200 тыс. позиций. У нас
клиент узнает наименование товаров и услуг, их обозначение по системам
стандартов ГОСТ и API, сведения о комплектации, технических характеристиках
и ориентировочные цены. Пользователи системы "Инмарсис" получают
нечто похожее на АРМ - автоматизированное рабочее место сбытовика
и снабженца. Основные функции - это поиск необходимой продукции
и услуг. Его можно вести по словоформе, по наименованию предприятия,
его географическому положению или адресу. Другая интересная функция
системы "Инмарсис" - использование доски объявлений. На ней можно
увидеть объявления ведущих предприятий отрасли, а также информацию
о новейших разработках и технологиях, спросе и предложении на дефицитные
и недефицитные виды продукции, сведения о проводимых мероприятиях,
тендерах и аукционах. В "Инмарсисе" также встроена внутренняя система
обмена сообщениями между контрагентами, позволяющая "одним нажатием",
прямо с экрана со списком найденной продукции формировать запросы
поставщикам, просматривать их ответы (коммерческие предложения),
вести предконтрактную подготовку. В настоящее время проходит последнюю
обкатку функция формирования заказов (заключения договоров) и оплаты
поставщикам, что позволит обеспечить весь цикл процесса закупки.
Одной из основных идей, положенных в основу "Инмарсиса", являются
простота, очевидность и естественность экранных форм при разнообразии
функций и возможностей. Кроме того, в систему встроена контекстная
подсказка, позволяющая получить справку по выбранному разделу или
функции. К системе разработаны необходимая документация и иллюстрированный
учебный курс. Кроме того, для желающих мы проводим занятия и обучаем
технике и навыкам работы с системой. С более подробной информацией
о системе "Инмарсис" можно ознакомиться на сайте www.inmarsys.ru
в разделе "О системе". Там есть сведения о базовых понятиях электронной
коммерции, ролик-презентация системы, некоторые полезные документы
(подраздел "Документы"). А о нашей компании можно подробнее узнать
на сайте www.intertech.ru.
-
Как вы обеспечиваете актуальность технической и ценовой информации
о продукции и услугах?
-
Их обеспечивают сами пользователи - заводы-производители, поставщики
продукции и услуг. Для этого требуется лишь их желание. Мы со своей
стороны делаем все возможное, чтобы облегчить их задачу, вплоть
до того, что даже сами помогаем вводить их каталоги и прайс-листы.
Это делают наши операторы отдела технической поддержки, в обязанности
которых также входят обеспечение консультаций по "горячей линии"
и отсеивание устаревшей информации. Система "Инмарсис" не является
закрытой. Процедура доступа туда такова. Предприятие заполняет регистрационную
форму непосредственно на сайте www.inrnarsys.ru или присылает ее
нам по факсу или по почте. После этого наши операторы при необходимости
уточняют данные этого предприятия, убеждаются, что оно существует,
и регистрируют его в системе. Пользователю отсылаются ключ и пароль
для входа, после чего он может заходить в систему и работать в ней.
Однако подобная открытость чревата и проблемами: некоторые изготовители
сообщают в системе "Инмарсис" (и в других открытых источниках информации)
заниженные цены, что потом вызывает естественное недоумение у покупателей.
Ведь обычно в развитых рыночных странах бывает наоборот: официальная
цена производителя выше, чем цена, по которой его изделие реально
можно приобрести. Другая ключевая проблема, причем, всей отрасли
- отсутствие единого полноценного классификатора продукции и услуг,
пригодного для использования в автоматизированных системах. Мы встроили
в систему универсальный классификатор продукции, позволяющий вести
одновременно несколько систем классификации с поддержанием горизонтальных
связей между отдельными рубриками. Сейчас мы завершаем его первоначальное
заполнение и привязку к базе данных. Сталкиваемся мы и с отсутствием
у некоторых пользователей этики деловой переписки, когда одна сторона,
запросившая у другой коммерческое предложение и получив его, "забывает"
ответить (хотя бы словами благодарности). Очень неприятно, когда
потом вторая сторона кидает камни в наш огород, мол, вы нас обманули,
где ваша обещанная интерактивность...
-
Если я не ошибаюсь, система "Инмарсис" - платная. Сколько же должен
заплатить пользователь за свою работу в ней?
-
Для обеспечения функционирования и развития системы, работы службы
технической поддержки мы вынуждены брать некоторую плату за доступ
к ней. Только на техническое обеспечение функционирования системы
(интернет-каналы, сетевое оборудование, огромное серверное хозяйство)
мы тратим очень большие деньги. Мы считаем, что "проедание" инвестиций
и капитала учредителей - не лучший путь развития проекта. Если "Инмарсис"
нужен отрасли, значит субъекты этой отрасли, отнюдь не самой бедной,
могут изыскать возможность выделить несколько тысяч рублей в месяц
для работы в такой системе. Тем более, что практика говорит об окупаемости
затрат большинства клиентов. Мы берем фиксированную плату за доступ
к системе (порядка 150 долларов в месяц) и не взимаем никаких комиссионных
со сделок. При подписке на длительные сроки - от нескольких месяцев
до года -действуют существенные скидки (до 40%). Также мы предусматриваем
дополнительные скидки для заводов, Плата за доступ открывает практически
все возможности для работы пользователя в системе, включая участие
в тендерах и аукционах он-лайн. Отдельно оплачиваются лишь услуги
по организации и проведению торгов. Буквально с марта наш проект
стал окупаемым. Это означает, что результаты нашего труда востребованы
и оценены пользователями.
-
Сейчас на рынке появляются специальные программные средства для
построения промышленных систем электронной коммерции. Их предлагают
известные фирмы - SAP AG, COMMERCE ONE, ORACLE, JD Edwards и др.
Вы не боитесь в связи с этим остаться без работы?
-
Следует отчетливо понимать, что это - инструментарий для создания
реальных систем в реальных секторах экономики и промышленности,
а не сами системы. Они необходимы, но не могут заменить руки и голову
умелого разработчика системы. Наша компания является официальным
партнером SAP AG и ORACLE. Мы уже ведем проекты по построению систем
электронной коммерции на базе технологий и решений SAP: Business
to Business Procurement (SAP BBP), mySAP E-Procurement (новейшее
решение на основе Enterprise BuyerT Professional Edition), SAP MarketSet,
SAP Online Store, SAP Internet Sales. Преимуществом решений SAP
является возможность интеграции систем электронной коммерции с ERP-системой
R/3 для предприятий, ее использующих.
-
А какие еще проекты вы ведете?
-
Наиболее интересны для нас проекты по построению заказных систем
электронной коммерции. "Инмарсис" является публичной, в то время
как многие компании сейчас ставят задачу построения частных систем
электронной коммерции. На сегодня мы как раз в основном и занимаемся
такими проектами. В частности, мы строим систему электронного снабжения
в одной из крупнейших нефтегазовых компаний. Эта система будет интегрирована
с электронной торговой площадкой "Инмарсис", сможет использовать
ее каталоги продукции и услуг, а также ее возможности проведения
открытых тендеров. Сам бизнес-процесс материально-технического снабжения
превратится для этой компании в совокупность он-лайн процедур. Наблюдаемые
тенденции заставляют предположить, что через пару лет на рынке останутся
одна-две публичные системы, появятся еще четыре-пять частных торговых
площадок и будут созданы многочисленные частные системы электронного
сбыта и снабжения, интегрированные с публичными торговыми площадками
и использующие их в качестве внешних каталогов и средств общения
между собой. Это предопределит и направление развития "Инмарсиса".
|